Тепловая защита электродвигателя. Электротепловое реле.
17 Дек 2014г | Раздел: Электрика
Здравствуйте, уважаемые читатели сайта sesaga.ru. В предыдущей статье мы с Вами рассмотрели принципиальные схемы включения магнитного пускателя, обеспечивающие реверс вращения электродвигателя.
Продолжаем знакомиться с магнитным пускателем и сегодня рассмотрим типовые схемы подключения электротеплового реле типа РТИ, которое предназначено для защиты от перегрева обмоток электродвигателя при токовых перегрузках.
1. Устройство и работа электротеплового реле.
Электротепловое реле работает в комплекте с магнитным пускателем. Своими медными штыревыми контактами реле подключается к выходным силовым контактам пускателя. Электродвигатель, соответственно, подключают к выходным контактам электротеплового реле.
Внутри теплового реле находятся три биметаллические пластины, каждая из которых сварена из двух металлов, имеющих различный коэффициент теплового расширения. Пластины через общее «коромысло» взаимодействуют с механизмом подвижной системы, которая связана с дополнительными контактами, участвующими в схеме защиты электродвигателя:
1. Нормально-замкнутый NC (95 – 96) используют в схемах управления пускателем;
2. Нормально-разомкнутый NO (97 – 98) применяют в схемах сигнализации.
Принцип действия теплового реле основан на деформации биметаллической пластины при ее нагреве проходящим током.
Под действием протекающего тока биметаллическая пластина нагревается и прогибается в сторону металла, имеющего меньший коэффициент теплового расширения. Чем больший ток будет протекать через пластину, тем сильнее она будет греться и прогибаться, тем быстрее сработает защита и отключит нагрузку.
Допустим, что электродвигатель подключен через тепловое реле и работает в нормальном режиме. В первый момент времени работы электродвигателя через пластины течет номинальный ток нагрузки и они нагреваются до рабочей температуры, которая не вызывает их изгиб.
По какой-то причине ток нагрузки электродвигателя стал увеличиваться и через пластины потек ток выше номинального. Пластины начнут сильнее греться и прогибаться, что приведет в движение подвижную систему и она, воздействуя на дополнительные контакты реле (95 – 96), обесточит магнитный пускатель. По мере остывания пластины вернутся в исходное положение и контакты реле (95 – 96) замкнутся. Магнитный пускатель опять будет готов к запуску электродвигателя.
В зависимости от величины протекающего тока в реле предусмотрена уставка срабатывания по току, влияющая на силу изгиба пластины и регулирующаяся поворотным регулятором, расположенным на панели управления реле.
Помимо поворотного регулятора на панели управления расположена кнопка «TEST», предназначенная для имитации срабатывания защиты реле и проверки его работоспособности до включения в схему.
«Индикатор» информирует о текущем состоянии реле.
Кнопкой «STOP» обесточивается магнитный пускатель, но как в случае с кнопкой «TEST», контакты (97 – 98) не замыкаются, а остаются в разомкнутом состоянии. И когда Вы будете задействовать эти контакты в схеме сигнализации, то учитывайте этот момент.
Электротепловое реле может работать в ручном или автоматическом режиме (по умолчанию стоит автоматический режим).
Для перевода в ручной режим необходимо повернуть поворотную кнопку «RESET» против часовой стрелки, при этом кнопка слегка приподнимается.
Предположим, что сработало реле и своими контактами обесточило пускатель.
При работе в автоматическом режиме после остывания биметаллических пластин контакты (95 — 96) и (97 — 98) автоматически перейдут в исходное положение, тогда как в ручном режиме перевод контактов в исходное положение осуществляется нажатием кнопки «RESET».
Кроме защиты эл. двигателя от перегрузок по току, реле обеспечивает защиту и в случае обрыва питающей фазы. Например. При обрыве одной из фаз, электродвигатель, работая на оставшихся двух фазах, станет потреблять больше тока, отчего биметаллические пластины нагреются и реле сработает.
Однако электротепловое реле не способно защитить двигатель от токов короткого замыкания и само нуждается в защите от подобных токов. Поэтому при установке тепловых реле необходимо устанавливать в цепь питания электродвигателя автоматические выключатели, защищающие их от токов короткого замыкания.
При выборе реле обращают внимание на номинальный ток нагрузки электродвигателя, который будет защищать реле. В инструкции по эксплуатации, идущей в коробке, есть таблица, по которой выбирается тепловое реле для конкретной нагрузки:
Например.
Реле РТИ-1302 имеет предел регулировки тока уставки от 0,16 до 0,25 Ампер. Значит, нагрузку для реле следует выбирать с номинальным током около 0,2 А или 200 mA.
2. Принципиальные схемы включения электротеплового реле.
В схеме с тепловым реле используют нормально-замкнутый контакт реле КК1.1 в цепи управления пускателем, и три силовых контакта КК1, через которые подается питание на электродвигатель.
При включении автоматического выключателя QF1 фаза «А», питающая цепи управления, через кнопку SB1 «Стоп» поступает на контакт №3 кнопки SB2 «Пуск», вспомогательный контакт 13НО пускателя КМ1, и остается дежурить на этих контактах. Схема готова к работе.
При нажатии на кнопку SB2 фаза через нормально-замкнутый контакт КК1.1 поступает на катушку магнитного пускателя КМ1, пускатель срабатывает и его все нормально-разомкнутые контакты замыкаются, а нормально-замкнутые размыкаются.
При замыкании контакта КМ1.1 пускатель встает на самоподхват. При замыкании силовых контактов КМ1 фазы «А», «В», «С» через контакты теплового реле КК1 поступают на обмотки электродвигателя и двигатель начинает вращение.
При увеличении тока нагрузки через силовые контакты термореле КК1, реле сработает, контакт КК1.1 разомкнется и пускатель КМ1 обесточится.
Если возникнет необходимость в простой остановке двигателя, то достаточно будет нажать на кнопку «Стоп». Контакты кнопки разорвутся, фаза прервется и пускатель обесточится.
На фотографиях ниже показана часть монтажной схемы цепей управления:
Следующая принципиальная схема аналогична первой и отличается лишь тем, что нормально-замкнутый контакт термореле (95 – 96) разрывает ноль пускателя. Именно эта схема получила наибольшее распространение из-за удобства и экономичности монтажа: ноль сразу заводят на контакт термореле, а со второго контакта реле бросают перемычку на катушку пускателя.
При срабатывании термореле контакт КК1.1 размыкается, «ноль» разрывается и пускатель обесточивается.
И в заключении рассмотрим подключение электротеплового реле в реверсивной схеме управления пускателем.
От типовой схемы она, как и схема с одним пускателем, отличается лишь наличием нормально-замкнутого контакта реле КК1.1 в цепи управления, и тремя силовыми контактами КК1, через которые запитывается электродвигатель.
При срабатывании защиты контакты КК1.1 разрываются и отключают «ноль». Работающий пускатель обесточивается и двигатель останавливается. При возникновении необходимости в простой остановке двигателя достаточно нажать на кнопку «Стоп».
Вот и подошел к логическому завершению рассказ о магнитном пускателе.
Понятно, что только одних теоретических знаний мало. Но если Вы будете практиковаться, то сможете собрать любую схему с применением магнитного пускателя.
И уже по сложившейся традиции небольшой видеоролик о применении электротеплового реле.
Удачи!
Поделиться с друзьями:
Оставить комментарий
11. Mar. 2015 в 15:59
Доброго времени суток. Подробный разбор, спасибо за видео. Вопрос в следующем: что если катушка на 380 В и стоит в схеме перед теплушкой, как поменяется схема? (Когда теплушка разрывает ноль)
11. Mar. 2015 в 18:47
Добрый вечер Артур!
Ничего менять не требуется.
28. Dec. 2016 в 09:46
Добрый день. В реверсивной схему управления, провод, идущий от нормально замкнутого контакта 95 к контактам А2 на катушке контакторов, должен быть выполнен как фазный или как нейтральный?
28. Dec. 2016 в 09:51
Добрый день, Айрат123!
В первом варианте схемы этот провод фазный, а во втором — нейтральный. В Вашем случае — нейтральный.
28. Dec. 2016 в 10:03
Спасибо за оперативный ответ. Но возник еще вопрос: не могли бы Вы объяснить почему именно так? Просто знаний в этой области не так много.
28. Dec. 2016 в 10:04
Айрат123!
В первом случае фаза заводится на контакты реле, а во втором нейтраль.
28. Dec. 2016 в 10:06
Получается что через контакты теплового реле разрывается нейтраль?
28. Dec. 2016 в 10:08
Айрат123!
В первом случае (верхняя схема) разрывается фаза, а во втором — нейтраль.
17. Jan. 2017 в 22:16
Доброго времени суток! Подскажите, как защитить двигатель бытовой циркулярной пилы от перегрузок, а то одну уже спалил! Сейчас мощности пилы 1200 ват! Если можно ответ на мыло alexs1401@mail.ru и желательно с рисунком {схемой}
18. Jan. 2017 в 22:58
Добрый вечер, alexs!
С однофазными двигателями сложный вопрос. Тут надо подходить индивидуально и пробовать разные варианты. Можно поставить тепловое реле, а можно собрать схему с каким-нибудь датчиком температуры.
В этом направлении я не силен, поэтому подсказать правильный ответ затрудняюсь. Увы.
01. Feb. 2017 в 13:41
двигатель однофаз. 0.75 кв. Стояла пусковая коробка оригинал на 0,75кв конденсатор 30 мкф и термореле на 7а, можно ли ставить аналог на 0.75 кв,35мкф и 8а?
02. Feb. 2017 в 00:03
Добрый вечер, vik!
Ставьте. Возможно придется подобрать конденсатор. Но не факт.
21. Feb. 2017 в 13:54
Доброго времени суток! Друзья, подскажите как быть.электро машинка для дрифта движок 500Вт
36в перегревается, что можно сделать, какую защиту можно придумать. буду очень благодарен
07. Jun. 2017 в 15:33
Добрый день. Если для защиты электродвигателя используется автомат с тепловым расцепителем, надо ли ставить тепловое реле?
07. Jun. 2017 в 23:01
Добрый вечер, Денис!
Надо. В принципе, можно и не ставить. Это все на Ваше усмотрение. Тепловая защита срабатывает раньше автоматического выключателя и не дает обмоткам двигателя сильно перегреваться, что продлевает срок службы эл.двигателя.
07. Jun. 2017 в 23:07
в автомате с тепловым расцепителем такая же биметалическая пластина как и в тепловом реле — или нет? Почему тогда реле раньше сработает?
07. Jun. 2017 в 23:31
Денис!
Потому что реле берется с номинальным током эл. двигателя, например, 1 А, и увеличение тока выше номинального значения, допустим 1.1 А приведет к срабатыванию реле. У автомата и диапазон шире и чувствительность грубая, поэтому он эти «копейки» не увидит. У автомата немного другая специфика работы.
07. Jun. 2017 в 23:37
Спасибо за ответ!
01. Sep. 2017 в 21:10
Здравствуйте. В реверсивной схеме управления используется одно тепловое реле и куда необходимо и правильно подключить силовые фазные провода от второго магнитного пускателя:
или к нижним контактам первого магнитного пускателя, а затем к этим же контактам подключается тепловое реле. медные штыревые контакты получится ли подключить совместно с силовыми проводами
или к выходным контактам теплового реле?
01. Sep. 2017 в 22:11
Добрый вечер, Алексей!
Подключайте к выходным контактам реле.
09. Nov. 2017 в 14:33
Добрый день, можно вопрос по возможной неисправности..
При нажатии на кнопку SB2 и её удержании всё работает, но отключается как только её отпустить, виноват в этом случаи тепловик? или может быть что то ещё?
Спасибо.
09. Nov. 2017 в 22:23
Добрый вечер, Борис!
У Вас не работает или не сделан самоподхват.
01. Dec. 2017 в 11:42
если двигатель трехфазный 380В, можно ли фазу управления сначала пустить через реле, а только потом запитать катушку, чтобы в случае перегрева, теплуха отключала фазу, а не ноль?
01. Dec. 2017 в 15:08
Здравствуйте, Александр!
Можно. Контакт можете включать до или после кнопки «Стоп».
12. Jan. 2018 в 02:51
При нажатии на кнопку SB2 фаза через нормально-замкнутый контакт КК1 поступает на катушку магнитного пускателя КМ1 Исправте на:При нажатии на кнопку SB2 фаза через нормально-замкнутый контакт КК1.1 поступает на катушку магнитного пускателя КМ1
12. Jan. 2018 в 23:03
Добрый вечер, Олег Алексеевич!
Спасибо. Исправил.
16. Jan. 2018 в 11:16
Добрый день. На нагнетателе пластинчатых смазок с321м стоит пускатель с тепловым реле. Пускатель новый нашёл, а реле, пока искали, потеряли. Подскажите какое по параметрам реле должно стоять? Двигатель 0,55 кВт.
16. Jan. 2018 в 20:04
Здравствуйте, Михаил!
Реле выбирают на 15 – 20% выше номинального тока двигателя. Номинальный ток должен быть указан на шильдике электродвигателя. Если ток не указан, то включите двигатель на холостом ходу и измерьте его рабочий ток клещами.
24. Jan. 2018 в 20:38
здравствуйте, подскажите пожалуйста как можно использовать тепловое реле на 10 А, если нужно защитить двигатель с номинальным рабочим током 45 А?
24. Jan. 2018 в 21:08
Здравствуйте!
Это реле не подойдет. Вам надо тепловое реле около 50 А.
05. Jul. 2018 в 14:42
Смотря какое реле….если реле воздушное или выносным датчиком(термопарой)или гидравлическое с маслонаполненной трубкой или крепится не посредственно на контролируемый прибор, то тепловое реле можно подключить на любой ток через реле или пускатель, включив его в цепь электромагнитной катушки реле или пускателя.
20. Jan. 2020 в 01:14
Доброй ночи, если рассматривать первую схему, где тепловое реле рвёт фазу.вопрос такой: если контакт теплового реле поставить перед кнопкой стоп? Имеет место быть такой схеме. Если нет , то почему ? Спасибо!
20. Jan. 2020 в 15:19
Здравствуйте, Дмитрий!
Можно и перед кнопкой «Стоп» поставить. Но в этом случае к кнопочному посту от контакта теплового реле придется тянуть две дополнительные жилы.
25. Dec. 2020 в 16:40
Не могу понять суть экономичности разрыва нейтрали через реле, если при разрыве фазы уходит столько же перемычек???
25. Dec. 2020 в 17:26
Добрый вечер, Роман!
Это классическая схема. Им, инженерам, там виднее.
03. Aug. 2021 в 14:59
Добрый день! А скажите пожалуйста как можно обойти это реле с наименьшими манипуляциями? Стоял 3ф двигатель на системе отопления. Был заменён на точно такой же но 1фазный (подключён 0 и фаза, остальные 2 фазы заизолировал). Включаю все работает но через 20-30 сёк автоматика вырубает насос. Спасибо 7
05. Aug. 2021 в 21:28
Добрый вечер, Николай!
Какая марка реле?
Возможны варианты:
1. Можно исключить это реле из схемы;
2. Возможно, рабочий ток реле меньше рабочего тока двигателя, и поэтому срабатывает защита. Замените реле на более мощное, чтобы его рабочий ток совпадал с рабочим током эл. двигателя;
3. Поставьте однофазное реле с током, совпадающим с рабочим током эл. двигателя.
Удачи!
18. Mar. 2023 в 23:52
Доброй ночи подскажите пожалуйста почему вырубает автомат при нажатии кнопки стоп. Автоподъёмник. 380в
20. Mar. 2023 в 20:26
Добрый вечер, Юрий!
Такого в моей практике еще не было. Здесь получатся, что в момент нажатия кнопки «Стоп» она коротит с нулем. Если до этого момента все работало нормально, то меняйте кнопку. Если нет, то смотрите схему.
Удачи!
01. May. 2023 в 18:03
Здравствуйте. Насос speroni spm 50-20 скважинный 1.1 квт. В схеме перед насосом рекомендуется тепловое реле. Насос однофазный асинхронный двухполюсной индукционный. Что порекомендуете поставить ? Какой реле марка? Или всетаки оставить автомат защиты на 5А?
01. May. 2023 в 18:37
Виталий, добрый вечер!
Судя по инструкции, термореле уже идет с насосом и в него встроено. Вам надо только согласно инструкции подключить к насосу питающий кабель.
01. May. 2023 в 19:03
Да , возможно оно там есть, но в инструкции по эксплуатации ничего по этому поводу не нашел. По схеме , которая идет с инструкцией , на вход тепловое реле нужно установить.
3.2. Комплектация.- Насос в сборе с двигателем;- Шнур электрический длиной 1 м;- Инструкция по монтажу и эксплуатации;- Конденсатор 25µF.
Эта вся комплектация. Даже в описании говорится, что нужна система контроля уровня жидкости, но её нет и поэтому хотел перестраховаться. Насос не дншевый 🙂
01. May. 2023 в 19:32
Виталий!
В инструкции я тоже не нашел информацию о тепловом реле, хотя в схеме подключения оно есть. Поэтому и решил, что оно уже установлено в двигателе.
К системе контроля уровня жидкости тепловое реле отношения не имеет. Вам надо какой-то, например, поплавок, который при достижении заданного уровня будет давать сигнал на отключение питания эл. двигателя.
02. May. 2023 в 00:10
Честно говоря это гемор поплавок или (измеритель жидкости ) опускать в скважину 27 метров . проще установить реле по току на столбе:) вот только какое? Есть простой вариант на али можно купить в разрыв фазы поставить на 5Ампер. Только вот не факт, что оно будет на 5А срабатывать, судя по отзывам.