ДЛЯ ДОМА, ДЛЯ СЕМЬИ

Для дома, для семьи - помощь домашнему мастеру

глаза боятся, а руки делают

Тепловая защита электродвигателя. Электротепловое реле.

| Раздел: Электрика

Здравствуйте, уважаемые читатели сайта sesaga.ru. В предыдущей статье мы с Вами рассмотрели принципиальные схемы включения магнитного пускателя, обеспечивающие реверс вращения электродвигателя.

Продолжаем знакомиться с магнитным пускателем и сегодня рассмотрим типовые схемы подключения электротеплового реле типа РТИ, которое предназначено для защиты от перегрева обмоток электродвигателя при токовых перегрузках.

Электротепловое реле типа РТИ

1. Устройство и работа электротеплового реле.

Электротепловое реле работает в комплекте с магнитным пускателем. Своими медными штыревыми контактами реле подключается к выходным силовым контактам пускателя. Электродвигатель, соответственно, подключают к выходным контактам электротеплового реле.

Подключение термореле к пускателю

Подключение термореле к магнитному пускателю

Внутри теплового реле находятся три биметаллические пластины, каждая из которых сварена из двух металлов, имеющих различный коэффициент теплового расширения. Пластины через общее «коромысло» взаимодействуют с механизмом подвижной системы, которая связана с дополнительными контактами, участвующими в схеме защиты электродвигателя:

1. Нормально-замкнутый NC (95 – 96) используют в схемах управления пускателем;
2. Нормально-разомкнутый NO (97 – 98) применяют в схемах сигнализации.

Дополнительные контакты термореле

Принцип действия теплового реле основан на деформации биметаллической пластины при ее нагреве проходящим током.

Под действием протекающего тока биметаллическая пластина нагревается и прогибается в сторону металла, имеющего меньший коэффициент теплового расширения. Чем больший ток будет протекать через пластину, тем сильнее она будет греться и прогибаться, тем быстрее сработает защита и отключит нагрузку.

Допустим, что электродвигатель подключен через тепловое реле и работает в нормальном режиме. В первый момент времени работы электродвигателя через пластины течет номинальный ток нагрузки и они нагреваются до рабочей температуры, которая не вызывает их изгиб.

По какой-то причине ток нагрузки электродвигателя стал увеличиваться и через пластины потек ток выше номинального. Пластины начнут сильнее греться и прогибаться, что приведет в движение подвижную систему и она, воздействуя на дополнительные контакты реле (95 – 96), обесточит магнитный пускатель. По мере остывания пластины вернутся в исходное положение и контакты реле (95 – 96) замкнутся. Магнитный пускатель опять будет готов к запуску электродвигателя.

В зависимости от величины протекающего тока в реле предусмотрена уставка срабатывания по току, влияющая на силу изгиба пластины и регулирующаяся поворотным регулятором, расположенным на панели управления реле.

Панель управления электротеплового реле

Помимо поворотного регулятора на панели управления расположена кнопка «TEST», предназначенная для имитации срабатывания защиты реле и проверки его работоспособности до включения в схему.

«Индикатор» информирует о текущем состоянии реле.

Кнопкой «STOP» обесточивается магнитный пускатель, но как в случае с кнопкой «TEST», контакты (97 – 98) не замыкаются, а остаются в разомкнутом состоянии. И когда Вы будете задействовать эти контакты в схеме сигнализации, то учитывайте этот момент.

Электротепловое реле может работать в ручном или автоматическом режиме (по умолчанию стоит автоматический режим).

Для перевода в ручной режим необходимо повернуть поворотную кнопку «RESET» против часовой стрелки, при этом кнопка слегка приподнимается.

Ручной и автоматический режим работы реле

Предположим, что сработало реле и своими контактами обесточило пускатель.
При работе в автоматическом режиме после остывания биметаллических пластин контакты (95 — 96) и (97 — 98) автоматически перейдут в исходное положение, тогда как в ручном режиме перевод контактов в исходное положение осуществляется нажатием кнопки «RESET».

Кроме защиты эл. двигателя от перегрузок по току, реле обеспечивает защиту и в случае обрыва питающей фазы. Например. При обрыве одной из фаз, электродвигатель, работая на оставшихся двух фазах, станет потреблять больше тока, отчего биметаллические пластины нагреются и реле сработает.

Однако электротепловое реле не способно защитить двигатель от токов короткого замыкания и само нуждается в защите от подобных токов. Поэтому при установке тепловых реле необходимо устанавливать в цепь питания электродвигателя автоматические выключатели, защищающие их от токов короткого замыкания.

При выборе реле обращают внимание на номинальный ток нагрузки электродвигателя, который будет защищать реле. В инструкции по эксплуатации, идущей в коробке, есть таблица, по которой выбирается тепловое реле для конкретной нагрузки:

Таблица параметров реле

Например.
Реле РТИ-1302 имеет предел регулировки тока уставки от 0,16 до 0,25 Ампер. Значит, нагрузку для реле следует выбирать с номинальным током около 0,2 А или 200 mA.

2. Принципиальные схемы включения электротеплового реле.

В схеме с тепловым реле используют нормально-замкнутый контакт реле КК1.1 в цепи управления пускателем, и три силовых контакта КК1, через которые подается питание на электродвигатель.

При включении автоматического выключателя QF1 фаза «А», питающая цепи управления, через кнопку SB1 «Стоп» поступает на контакт №3 кнопки SB2 «Пуск», вспомогательный контакт 13НО пускателя КМ1, и остается дежурить на этих контактах. Схема готова к работе.

При нажатии на кнопку SB2 фаза через нормально-замкнутый контакт КК1.1 поступает на катушку магнитного пускателя КМ1, пускатель срабатывает и его все нормально-разомкнутые контакты замыкаются, а нормально-замкнутые размыкаются.

Контакт реле разрывает фазу

При замыкании контакта КМ1.1 пускатель встает на самоподхват. При замыкании силовых контактов КМ1 фазы «А», «В», «С» через контакты теплового реле КК1 поступают на обмотки электродвигателя и двигатель начинает вращение.

При увеличении тока нагрузки через силовые контакты термореле КК1, реле сработает, контакт КК1.1 разомкнется и пускатель КМ1 обесточится.

Если возникнет необходимость в простой остановке двигателя, то достаточно будет нажать на кнопку «Стоп». Контакты кнопки разорвутся, фаза прервется и пускатель обесточится.

На фотографиях ниже показана часть монтажной схемы цепей управления:

Подключение телового реле

Нормально-замкнутые контакты электротеплового реле

Следующая принципиальная схема аналогична первой и отличается лишь тем, что нормально-замкнутый контакт термореле (95 – 96) разрывает ноль пускателя. Именно эта схема получила наибольшее распространение из-за удобства и экономичности монтажа: ноль сразу заводят на контакт термореле, а со второго контакта реле бросают перемычку на катушку пускателя.

Контакт реле разрывает ноль

При срабатывании термореле контакт КК1.1 размыкается, «ноль» разрывается и пускатель обесточивается.

Подключение нуля

И в заключении рассмотрим подключение электротеплового реле в реверсивной схеме управления пускателем.

От типовой схемы она, как и схема с одним пускателем, отличается лишь наличием нормально-замкнутого контакта реле КК1.1 в цепи управления, и тремя силовыми контактами КК1, через которые запитывается электродвигатель.

Реверсивная схема с электротепловым реле

При срабатывании защиты контакты КК1.1 разрываются и отключают «ноль». Работающий пускатель обесточивается и двигатель останавливается. При возникновении необходимости в простой остановке двигателя достаточно нажать на кнопку «Стоп».

Вот и подошел к логическому завершению рассказ о магнитном пускателе.
Понятно, что только одних теоретических знаний мало. Но если Вы будете практиковаться, то сможете собрать любую схему с применением магнитного пускателя.

И уже по сложившейся традиции небольшой видеоролик о применении электротеплового реле.

Удачи!

Поделиться с друзьями:


  1. 11. Mar. 2015 в 15:59
    1

    Доброго времени суток. Подробный разбор, спасибо за видео. Вопрос в следующем: что если катушка на 380 В и стоит в схеме перед теплушкой, как поменяется схема? (Когда теплушка разрывает ноль)


  2. 11. Mar. 2015 в 18:47
    2

    Добрый вечер Артур!
    Ничего менять не требуется.


  3. 28. Dec. 2016 в 09:46
    3

    Добрый день. В реверсивной схему управления, провод, идущий от нормально замкнутого контакта 95 к контактам А2 на катушке контакторов, должен быть выполнен как фазный или как нейтральный?


  4. 28. Dec. 2016 в 09:51
    4

    Добрый день, Айрат123!
    В первом варианте схемы этот провод фазный, а во втором — нейтральный. В Вашем случае — нейтральный.


  5. 28. Dec. 2016 в 10:03
    5

    Спасибо за оперативный ответ. Но возник еще вопрос: не могли бы Вы объяснить почему именно так? Просто знаний в этой области не так много.


  6. 28. Dec. 2016 в 10:04
    6

    Айрат123!
    В первом случае фаза заводится на контакты реле, а во втором нейтраль.


  7. 28. Dec. 2016 в 10:06
    7

    Получается что через контакты теплового реле разрывается нейтраль?


  8. 28. Dec. 2016 в 10:08
    8

    Айрат123!
    В первом случае (верхняя схема) разрывается фаза, а во втором — нейтраль.


  9. 17. Jan. 2017 в 22:16
    9

    Доброго времени суток! Подскажите, как защитить двигатель бытовой циркулярной пилы от перегрузок, а то одну уже спалил! Сейчас мощности пилы 1200 ват! Если можно ответ на мыло alexs1401@mail.ru и желательно с рисунком {схемой}


  10. 18. Jan. 2017 в 22:58
    10

    Добрый вечер, alexs!
    С однофазными двигателями сложный вопрос. Тут надо подходить индивидуально и пробовать разные варианты. Можно поставить тепловое реле, а можно собрать схему с каким-нибудь датчиком температуры.
    В этом направлении я не силен, поэтому подсказать правильный ответ затрудняюсь. Увы.


  11. 01. Feb. 2017 в 13:41
    11

    двигатель однофаз. 0.75 кв. Стояла пусковая коробка оригинал на 0,75кв конденсатор 30 мкф и термореле на 7а, можно ли ставить аналог на 0.75 кв,35мкф и 8а?


  12. 02. Feb. 2017 в 00:03
    12

    Добрый вечер, vik!
    Ставьте. Возможно придется подобрать конденсатор. Но не факт.


  13. 21. Feb. 2017 в 13:54
    13

    Доброго времени суток! Друзья, подскажите как быть.электро машинка для дрифта движок 500Вт
    36в перегревается, что можно сделать, какую защиту можно придумать. буду очень благодарен


  14. 07. Jun. 2017 в 15:33
    14

    Добрый день. Если для защиты электродвигателя используется автомат с тепловым расцепителем, надо ли ставить тепловое реле?


  15. 07. Jun. 2017 в 23:01
    15

    Добрый вечер, Денис!
    Надо. В принципе, можно и не ставить. Это все на Ваше усмотрение. Тепловая защита срабатывает раньше автоматического выключателя и не дает обмоткам двигателя сильно перегреваться, что продлевает срок службы эл.двигателя.


  16. 07. Jun. 2017 в 23:07
    16

    в автомате с тепловым расцепителем такая же биметалическая пластина как и в тепловом реле — или нет? Почему тогда реле раньше сработает?


  17. 07. Jun. 2017 в 23:31
    17

    Денис!
    Потому что реле берется с номинальным током эл. двигателя, например, 1 А, и увеличение тока выше номинального значения, допустим 1.1 А приведет к срабатыванию реле. У автомата и диапазон шире и чувствительность грубая, поэтому он эти «копейки» не увидит. У автомата немного другая специфика работы.


  18. 07. Jun. 2017 в 23:37
    18

    Спасибо за ответ!


  19. 01. Sep. 2017 в 21:10
    19

    Здравствуйте. В реверсивной схеме управления используется одно тепловое реле и куда необходимо и правильно подключить силовые фазные провода от второго магнитного пускателя:
    или к нижним контактам первого магнитного пускателя, а затем к этим же контактам подключается тепловое реле. медные штыревые контакты получится ли подключить совместно с силовыми проводами
    или к выходным контактам теплового реле?


  20. 01. Sep. 2017 в 22:11
    20

    Добрый вечер, Алексей!
    Подключайте к выходным контактам реле.


  21. 09. Nov. 2017 в 14:33
    21

    Добрый день, можно вопрос по возможной неисправности..
    При нажатии на кнопку SB2 и её удержании всё работает, но отключается как только её отпустить, виноват в этом случаи тепловик? или может быть что то ещё?
    Спасибо.


  22. 09. Nov. 2017 в 22:23
    22

    Добрый вечер, Борис!
    У Вас не работает или не сделан самоподхват.


  23. 01. Dec. 2017 в 11:42
    23

    если двигатель трехфазный 380В, можно ли фазу управления сначала пустить через реле, а только потом запитать катушку, чтобы в случае перегрева, теплуха отключала фазу, а не ноль?


  24. 01. Dec. 2017 в 15:08
    24

    Здравствуйте, Александр!
    Можно. Контакт можете включать до или после кнопки «Стоп».


  25. 12. Jan. 2018 в 02:51
    25

    При нажатии на кнопку SB2 фаза через нормально-замкнутый контакт КК1 поступает на катушку магнитного пускателя КМ1 Исправте на:При нажатии на кнопку SB2 фаза через нормально-замкнутый контакт КК1.1 поступает на катушку магнитного пускателя КМ1


  26. 12. Jan. 2018 в 23:03
    26

    Добрый вечер, Олег Алексеевич!
    Спасибо. Исправил.


  27. 16. Jan. 2018 в 11:16
    27

    Добрый день. На нагнетателе пластинчатых смазок с321м стоит пускатель с тепловым реле. Пускатель новый нашёл, а реле, пока искали, потеряли. Подскажите какое по параметрам реле должно стоять? Двигатель 0,55 кВт.


  28. 16. Jan. 2018 в 20:04
    28

    Здравствуйте, Михаил!
    Реле выбирают на 15 – 20% выше номинального тока двигателя. Номинальный ток должен быть указан на шильдике электродвигателя. Если ток не указан, то включите двигатель на холостом ходу и измерьте его рабочий ток клещами.


  29. 24. Jan. 2018 в 20:38
    29

    здравствуйте, подскажите пожалуйста как можно использовать тепловое реле на 10 А, если нужно защитить двигатель с номинальным рабочим током 45 А?


  30. 24. Jan. 2018 в 21:08
    30

    Здравствуйте!
    Это реле не подойдет. Вам надо тепловое реле около 50 А.


  31. 05. Jul. 2018 в 14:42
    31

    Смотря какое реле….если реле воздушное или выносным датчиком(термопарой)или гидравлическое с маслонаполненной трубкой или крепится не посредственно на контролируемый прибор, то тепловое реле можно подключить на любой ток через реле или пускатель, включив его в цепь электромагнитной катушки реле или пускателя.


  32. 20. Jan. 2020 в 01:14
    32

    Доброй ночи, если рассматривать первую схему, где тепловое реле рвёт фазу.вопрос такой: если контакт теплового реле поставить перед кнопкой стоп? Имеет место быть такой схеме. Если нет , то почему ? Спасибо!


  33. 20. Jan. 2020 в 15:19
    33

    Здравствуйте, Дмитрий!
    Можно и перед кнопкой «Стоп» поставить. Но в этом случае к кнопочному посту от контакта теплового реле придется тянуть две дополнительные жилы.


  34. 25. Dec. 2020 в 16:40
    34

    Не могу понять суть экономичности разрыва нейтрали через реле, если при разрыве фазы уходит столько же перемычек???


  35. 25. Dec. 2020 в 17:26
    35

    Добрый вечер, Роман!
    Это классическая схема. Им, инженерам, там виднее.


  36. 03. Aug. 2021 в 14:59
    36

    Добрый день! А скажите пожалуйста как можно обойти это реле с наименьшими манипуляциями? Стоял 3ф двигатель на системе отопления. Был заменён на точно такой же но 1фазный (подключён 0 и фаза, остальные 2 фазы заизолировал). Включаю все работает но через 20-30 сёк автоматика вырубает насос. Спасибо 7


  37. 05. Aug. 2021 в 21:28
    37

    Добрый вечер, Николай!
    Какая марка реле?
    Возможны варианты:
    1. Можно исключить это реле из схемы;
    2. Возможно, рабочий ток реле меньше рабочего тока двигателя, и поэтому срабатывает защита. Замените реле на более мощное, чтобы его рабочий ток совпадал с рабочим током эл. двигателя;
    3. Поставьте однофазное реле с током, совпадающим с рабочим током эл. двигателя.
    Удачи!


  38. 18. Mar. 2023 в 23:52
    38

    Доброй ночи подскажите пожалуйста почему вырубает автомат при нажатии кнопки стоп. Автоподъёмник. 380в


  39. 20. Mar. 2023 в 20:26
    39

    Добрый вечер, Юрий!
    Такого в моей практике еще не было. Здесь получатся, что в момент нажатия кнопки «Стоп» она коротит с нулем. Если до этого момента все работало нормально, то меняйте кнопку. Если нет, то смотрите схему.
    Удачи!


  40. 01. May. 2023 в 18:03
    40

    Здравствуйте. Насос speroni spm 50-20 скважинный 1.1 квт. В схеме перед насосом рекомендуется тепловое реле. Насос однофазный асинхронный двухполюсной индукционный. Что порекомендуете поставить ? Какой реле марка? Или всетаки оставить автомат защиты на 5А?


  41. 01. May. 2023 в 18:37
    41

    Виталий, добрый вечер!
    Судя по инструкции, термореле уже идет с насосом и в него встроено. Вам надо только согласно инструкции подключить к насосу питающий кабель.


  42. 01. May. 2023 в 19:03
    42

    Да , возможно оно там есть, но в инструкции по эксплуатации ничего по этому поводу не нашел. По схеме , которая идет с инструкцией , на вход тепловое реле нужно установить.
    3.2. Комплектация.- Насос в сборе с двигателем;- Шнур электрический длиной 1 м;- Инструкция по монтажу и эксплуатации;- Конденсатор 25µF.
    Эта вся комплектация. Даже в описании говорится, что нужна система контроля уровня жидкости, но её нет и поэтому хотел перестраховаться. Насос не дншевый 🙂


  43. 01. May. 2023 в 19:32
    43

    Виталий!
    В инструкции я тоже не нашел информацию о тепловом реле, хотя в схеме подключения оно есть. Поэтому и решил, что оно уже установлено в двигателе.
    К системе контроля уровня жидкости тепловое реле отношения не имеет. Вам надо какой-то, например, поплавок, который при достижении заданного уровня будет давать сигнал на отключение питания эл. двигателя.


  44. 02. May. 2023 в 00:10
    44

    Честно говоря это гемор поплавок или (измеритель жидкости ) опускать в скважину 27 метров . проще установить реле по току на столбе:) вот только какое? Есть простой вариант на али можно купить в разрыв фазы поставить на 5Ампер. Только вот не факт, что оно будет на 5А срабатывать, судя по отзывам.

Оставить комментарий

Подписаться без комментирования