ДЛЯ ДОМА, ДЛЯ СЕМЬИ

Для дома, для семьи - помощь домашнему мастеру

глаза боятся, а руки делают

Как самому провести проводку в квартире.

| Раздел: Электрика

Здравствуйте, уважаемые читатели сайта sesaga.ru. В этой статье я расскажу Вам, как самому провести проводку в квартире. Отмечу сразу, что к этому вопросу надо отнестись серьезно, так как будем делать для себя.

В первую очередь определяемся:

1. Сколько будет розеток, какие (двойные, одинарные), в каком месте будут стоять;
2. Сколько будет люстр, бра, светильников, на какое количество ламп и где будут расположены;
3. Какое дополнительное электрооборудование, например, сплит система, нагреватель, телевизоры и т.д. будет установлено. Место установки;
4. Начертите план расположения розеток, выключателей, люстр, бра и возможного дополнительного электрооборудования в каждой комнате;
5. Обязательно предусмотрите телевизионные розетки, коаксиальный провод для телевидения и провод Ethernet для интернета. Как правило, про этот пункт мы забываем, а потом уже поздно.

Для начала, давайте рассмотрим структурную схему проводки и запитки электричеством любое бытовое помещение — будь то дом или квартира.

Структурная схема электрической проводки в помещении.

Как Вы знаете, в любом жилом здании есть распределительный щит, в котором находятся счетчики и автоматы. Так вот, этот щит является как бы посредником между поставщиком электроэнергии и нами – потребителями электроэнергии.

К распределительному щиту подходит силовой кабель, с которого берется питающее напряжение «фаза» и «ноль», и напрямую подключается на вход Вашего счетчика электроэнергии.

Структурная схема электрической проводки в помещении

С выхода счетчика питающее напряжение подается на вход основного автоматического выключателя или УЗО, и уже с выхода основного выключателя напряжение поступает в квартиру или жилое помещение. Далее буду рассказывать про квартиру, так как схема распределения напряжения стандартна для всех помещений.

Как правило, рядом с входной дверью ставится центральная соединительная коробка, в которую заходит питающий кабель от автомата или УЗО. На рисунке выше центральная распределительная коробка расположена в прихожей. Так вот, монтаж всей электрической проводки по квартире начинается от этой распределительной коробки.

Теперь от центральной коробки в каждое помещение прокладываются линии к распределительным коробкам помещения. И уже от распределительных коробок провода пробрасываются по комнате к местам, где будут расположены выключатель, розетки, люстра или светильники.

Это стандартная схема электрической проводки, но она не совсем удобна тем, что если надо будет заменить розетку, тогда придется выключать общий автомат питания, расположенный в распределительном щите на лестничной площадке и подающий напряжение в квартиру. И здесь получается, что на время замены розетки вся квартира остается без напряжения.

Но эту схему немного усовершенствовали и вместо центральной распределительной коробки сейчас устанавливают небольшой распределительный щит с автоматами, который монтируют прямо в квартире.

Внутрений распределительный щит

Очень удобно. Надо заменить розетку, люстру или вдруг произошло короткое замыкание — отключается только конкретный автомат, а все остальное работает.

Смысл этой статьи, как раз, и заключается в том, чтобы Вам рассказать об устройстве такого щита, и показать, как с его помощью можно сделать проводку в квартире своими руками.

Структурная схема электрической проводки в помещении. Усовершенствованная.

Принципиально нового Вы здесь ничего не увидите. В схему добавляется свой распределительный щит с автоматами, и уже от него прокладываются линии к распределительным коробкам каждого помещения.

Усовершенствованная схема проводки

Как видите все просто. Питающий кабель от основного автомата приходит на Ваш щит, и уже от щита напряжение двумя линиями уходит к распределительным коробкам в каждую комнату. Где первая линия — освещение, а вторая — розетки.

Но эта структурная схема проводки будет справедлива только для жилых помещений старого фонда, то есть построенных еще при Советском Союзе и начала 90-х годов — так называемая система заземления TN-C. В то время, для жилых помещений, к заземлению не придавалось особых требований, да и бытовой техники, для которой необходимо было вести отдельную шину заземления, практически не было.

Устройствами защитного отключения были только автоматические выключатели, и поэтому такой вид защиты считался нормой. Но техника не стоит на месте и уже на рынке появились усовершенствованные и улучшенные устройства такого типа.

Поэтому сейчас для защиты человека от поражения электрическим током, с учетом имеющегося оборудования, нормы дополнены и переработаны, и в новостроях разрешено использовать только систему заземления TN-S.

Структурная схема электрической проводки в помещении. Усовершенствованная. С шиной заземления «РЕ».

Теперь в современных новостроях обязательными являются устройства защитного отключения типа УЗО, а также шина заземления «РЕ», к которой через евро розетки подключаются корпуса бытовой аппаратуры.

Общая схема проводки с заземлением

Эта шина формируется в трансформаторной подстанции и тянется по всем общим распределительным щитам дома вместе с силовым кабелем. И уже от общего щита она заходит в каждое жилое помещение и подключается третьим проводом на розетки и к корпусам светильников. Как правило, это провод желтого цвета с зеленой полосой.

Теперь после счетчика обязательно устанавливается устройство защитного отключения типа УЗО. Если обычный автоматический выключатель отключается только при больших токах нагрузки или токах короткого замыкания, то УЗО отключается при появлении тока утечки на землю. Причем этот ток составляет не более 30mA.

Например. У стиральной машинки или холодильника на корпусе по неизвестным причинам появился потенциал. Когда Вы прикоснетесь к корпусу машинки или холодильника, то через Вас на «землю» пойдет ток и Вас «ударит» — но автомат не сработает, так как утечка на корпус и Ваше прикосновение, по силе, не являются током короткого замыкания или большим током нагрузки.

Если же стоит УЗО, то когда проходящий через Вас ток превысит порог 30 mA, сработает автоматика УЗО и отключит напряжение, а Вы ничего не успеете почувствовать.

Устройство и подключение распределительного щита с автоматами.

Конечно, любого напугает такое количество проводов когда открываешь переднюю крышку. Но поверьте, здесь все очень просто.

Будем разбирать все по порядку, а в конце нарисуем общую монтажную схему. Начнем сверху вниз.

1. Нулевая колодка.

«Нулевой» она называется потому, что к ней подключается нулевая жила, приходящая от основного автомата. Как правило, нулевая жила большего сечения и подключается под первый винт.

Нулевая колодка в распределительном щите

Также на «нулевую колодку» приходит провод заземления, но на фото его не видно — он не подключен, потому, что мой дом относится к старому жилому фонду, хотя и был построен в середине 90-х.

Запомните. На «нулевой колодке» собираются все нули от проводов, которые прокладываются по квартире. Заземление сидит здесь же, но на отдельной пластине, и физически с нулем никак не связано.

2. Разбираемся с фазными жилами.

Фазная жила, приходящая от основного автомата, подключается на вход первого автомата, и перемычками размножается по входам всех автоматов распределительного щита.

Место подключения фазной жилы

А вот уже с выходов всех автоматов фаза распределяется по распределительным коробкам каждого помещения.

Выход фазной жилы с автомата питания

Для примера показываю, как сделано у меня.
Первые четыре автомата идут на освещение, вторые четыре автомата идут на розетки, и последние три идут на сплит системы и бак накопитель.
В данный момент они не нужны и поэтому выключены.
Видите как все удобно.

Монтажная схема электрической проводки. Старый фонд.

На примере одной комнаты рассмотрим работу и монтажную схему электрической проводки.

Монтажная схема электрической проводки одной комнаты

От основного автомата «фаза» и «ноль» приходят в распределительный щиток, в котором фаза подключается на вход первого автомата, а ноль к «нулевой колодке».

Освещение.

Автомат с номером 1 рассчитан на освещение.
С выхода автомата фазная жила заходит в распределительную коробку, где в точке (1) соединяется с одним концом провода, приходящего с нижнего контакта выключателя. С верхнего контакта выключателя фаза в точке (2) соединяется с другим концом провода, приходящим от лампы.

От «нулевой колодки» нулевая жила заходит в распределительную коробку, где в точке (3) соединяется со второй жилой провода, приходящим от лампочки. И теперь если замкнуть контакт выключателя — лампочка загорится.

Розетки.

С розетками вообще легко.
Автомат с номером 5 рассчитан на подключение розеток.
С выхода пятого автомата фазная жила заходит в коробку, и в точке (4) соединяется с двумя другими жилами, приходящими от розеток.

От «нулевой колодки» нулевая жила заходит в распределительную коробку, и в точке (3) соединяется с двумя другими жилами, приходящими от розеток.

От каждой розетки тянется свой провод в распределительную коробку.

В итоге получилось, что в распределительную коробку зашло 6 проводов, и получилось 4 скрутки. Таким образом, проводку делаете в каждом помещении.

Также в дополнение можно посмотреть этот ролик.

Давайте на этом закончим, а во второй части разберем монтажную схему электрической проводки с заземлением, на каком этапе прокладывается проводка, как проверять работоспособность схемы и используемое оборудование.
Удачи!

Поделиться с друзьями:


  1. 05. Nov. 2013 в 02:48
    1

    Большое спасибо автору.Материал изложен кратко, но доходчиво. Фото и схемы очень кстати. До этого прочитал книжку «Справочник по электропроводке» и ничего не понял. А после вашей статьи появилась решительность.


  2. 05. Nov. 2013 в 10:23
    2

    Добрый день Анатолий!
    Очень рад, что статья дала Вам решительность.
    Но все же — будьте всегда аккуратны. Лишний раз проверьте себя.
    Спасибо за оставленный комментарий.
    Удачи!


  3. 26. Nov. 2013 в 16:30
    3

    Большое спасибо за ваши статьи! Очень наглядное пособие! Скажите пожалуйста в 2-х комнатной квартире (хрущевке) нет распределительных коробок, я их не видел. Автоматов тоже нет.Если проведу наружную проводку через гофру по стенам с использованием коробок, автоматов. А потом закрою все провода гипсокартоном, так можно?


  4. 26. Nov. 2013 в 17:21
    4

    Добрый день Евгений!
    Абсолютно.
    Только коробки не хороните под гипсокартоном, а оставьте к ним доступ.
    Закройте крышки обоями, но место обозначьте.
    Удачи!


  5. 26. Nov. 2013 в 19:30
    5

    Спасибо ! Еще последний вопросик. Я прочел ваши статьи про электрику в доме. В принципе понял все кроме одного. Если по проекту в многоквартирном доме (хрущевке) нет заземления. Что я могу использовать для защиты от удара тока в квартире не прибегая к глабальным монтажным методам по проводке заземления с соседями и т.д.


  6. 26. Nov. 2013 в 20:42
    6

    Добрый вечер Евгений!
    Как вариант и моральное утешение, что как-то защищен, поставить одно общее УЗО на ток 30mA.
    При утечке тока на землю свыше 30mA сработает УЗО и отключит общее питание в квартиру.
    Удачи!


  7. 05. Dec. 2013 в 19:46
    7

    Сергей есть вопрос?А кто собирал шит,а нулевая рейка это вообще пособие молодого гастарбайтера. 😮


  8. 06. Dec. 2013 в 09:29
    8

    Добрый день Сергей!
    Я собирал.
    А что Вам не понравилось?


  9. 06. Dec. 2013 в 18:54
    9

    скажите,а перемычки фазного провода разрезаны,или можно единым проводом соединить все автоматы снимая лишь изоляцию,так же надёжнее соединение


  10. 06. Dec. 2013 в 20:45
    10

    Добрый вечер Василий!
    Перемычки разрезаны, о на надежности контакта это не сказывается.
    Самое главное, чтобы конец был хорошо зачищен и плотно зажат в соединении.


  11. 06. Dec. 2013 в 19:02
    11

    а нулевые провода для чего пропущены через автомат?


  12. 06. Dec. 2013 в 20:53
    12

    Добрый вечер Василий!
    Только один нулевой провод пропущен через вводной автомат, и после вводного автомата посажен на нулевую колодку.
    Вводной автомат подает или отключает питание потребителю. Поэтому на него заводят оба провода. А вот уже после вводного автомата потребитель распределяет питание по своему усмотрению.


  13. 15. Jan. 2014 в 16:00
    13

    Сергей,я вас понял,заземление значит лучше сделать так,ставлю узо двойное,а от розетки можно протянуть землю,только не знаю куда её сейчас подключить,может забить арматуру метра на 1,5-2,и к ней провод 2,5 квадрата,всё равно лучше чем ничего,как временный вариант,потом летом буду делать выгребную яму и думаю заодно сделаю в ней контур заземления,как вы думаете?


  14. 15. Jan. 2014 в 16:45
    14

    Василий!
    Оставьте все как есть.
    Заземление — это СЕРЬЕЗНО. Лучше займитесь им летом.


  15. 15. Jan. 2014 в 17:11
    15

    Добрый день Сергей! Вопрос такой,счетчик стоит в квартире после него стоит старый автомат АПшка если не ошибаюсь,собираюсь а точнее заставила жена делать ремонт)))заменить всю проводку в квартире! благодаря бывшим жильцам тут валом скруток медь+алюминий хочу от этого избавиться)) вопрос в следующем,нужно ли ставить вводный ДИФ или можно просто УЗО? заземления в доме нет.
    п.с БОЛЬШОЕ СПАСИБО ВАМ ЗА ВАШИ ТРУДЫ))


  16. 15. Jan. 2014 в 21:17
    16

    Добрый вечер Федор!
    Если меняете всю проводку, то лучше потратиться, но потом спать спокойно.

    1. После счетчика ставьте обычный двухполюсный автомат и УЗО.
    2. Приобретите квартирный щиток, установите в него автоматы согласно потребителям.
    3. Квартиру поделите на участки, где на каждый участок предусмотрите по два автомата: один для розеток (16 А), второй для освещения (10 А). Если же на этом участке предполагается мощный потребитель (сплит система, стиральная машина, водонагреватель и т. д.), то его сажаете на отдельный автомат (25 А). Провод в соединительную коробку не заводите, а ведете сразу от автомата к потребителю.
    4. Для освещения используется медный провод сечением 1,5 квадрата, на розетки 2,5 квадрата, для мощного потребителя 2,5 квадрата.

    Спасибо за такую оценку моего труда.
    Удачи!


  17. 16. Jan. 2014 в 23:38
    17

    Я внимательно прочел обе Ваших статьи по прокладке новой проводки))) по Вашему совету зарание набросал схему,прикинул ценовой диапазон учитывая количество автоматов,щиток,метраж проводов и точек))) единственный вопрос что такое (сплит система) 🙂


  18. 17. Jan. 2014 в 12:16
    18

    Добрый день Федор!
    Сразу видно, что Вы живете в холодных краях.
    Сплит система — это аппарат, служащий для охлаждения воздуха в помещении до заданного значения. Одним словом, это кондиционер, только работает тихо, и охлаждение воздуха происходит в разы быстрее за счет компрессора, вынесенного наружу.


  19. 18. Jan. 2014 в 15:44
    19

    да вроде не такие холодные края)) 60 км от столицы. Сергей хотелось бы услышать Ваше профессиональное мнение,как Вы отзоветесь о фирме IEK? купил автоматы этой фирмы,не зря ли?


  20. 18. Jan. 2014 в 17:54
    20

    Добрый день Федор!
    Ничего не могу сказать плохого.
    Здесь не угадаешь.
    Удачи!


  21. 27. Jan. 2014 в 22:40
    21

    Сергей,купил нагреватель и у него уже на шнуре встроено УЗО,предложите мне всё таки как лучше поступить,без заземления как то страшно оставлять,может всё таки сделать что то можно для одной розетки,может всё таки стержень забитый в грунт как то спасёт ситуацию 😆


  22. 28. Jan. 2014 в 08:40
    22

    Василий777!
    Я не хочу Вас лишать «надежды на спасение», но один штырь не поможет. Нужно делать полноценный контур заземления.
    УЗО есть, это уже хорошо.
    Если есть возможность, то делайте полноценный контур.
    P.S. А почему Вы решили, что новый аппарат вот так сразу пробьет током?


  23. 28. Jan. 2014 в 10:27
    23

    СЕРГЕЙ если бы пользовался сам,а тут старики,да и вообще привык делать всё как нужно,ну УЗО по любому сработает,я это понял,оно с током утечки 15 милиампер,просто всё думаю,если и один стержень забить,в данном случае можно в подполе,получится он выкопан 1 метр и я забью ещё метр,всё равно наверное сработает при утечке?


  24. 28. Jan. 2014 в 10:28
    24

    СЕРГЕЙ если бы пользовался сам,а тут старики,да и вообще привык делать всё как нужно,ну УЗО по любому сработает,я это понял,оно с током утечки 15 милиампер,просто всё думаю,если и один стержень забить,в данном случае можно в подполе,получится он выкопан 1 метр и я забью ещё метр,всё равно наверное сработает при утечке? 😆


  25. 28. Jan. 2014 в 14:53
    25

    Василий777!
    Решать Вам.
    P.S. Мне где-то в интернете попадалась реклама по заземлению. Там, как раз, рекламировали штырь, который вбивается в землю. Вот только не помню где.


  26. 02. Feb. 2014 в 17:13
    26

    Сергей,1- каким проводом лучше делать перемычки,многопроволочным или как ВВГ,2-обязательно ли УЗО должно быть мощнее автомата или нет по амперам


  27. 02. Feb. 2014 в 18:51
    27

    Василий777!
    1. Не принципиально. Многопроволочный эластичнее.
    2. УЗО не должно быть слабее автомата.


  28. 02. Feb. 2014 в 19:23
    28

    значит если автоматы стоят 16,10,а вводной 25 то в любом случае УЗО не ниже 25,а лучше 30,я правильно понял?


  29. 02. Feb. 2014 в 19:31
    29

    Василий777!
    УЗО ставится такое же по току, как и вводной автомат.
    А если Вы запитываете отдельный участок проводки в квартире и на этом участке установлен свой автомат, например, 16А, то и УЗО надо ставить на 16А.


  30. 02. Feb. 2014 в 19:48
    30

    я просто схемку в инете нашёл,там почему то вводной автомат 63 а,потом УЗО на 63а,ну и на каждую ветку своё УЗО,где 32 там узо 40а


  31. 05. Feb. 2014 в 19:35
    31

    сергей,подскажите,счётчик стоит на втором этаже,на первом расположена ванная комната с машиной автоматом и другими принадлежностями,можно взять и запитатся от распредкоробки которая около ванной и поставить там короб с узо и автоматами,не будет ли узо отключатся так как проводка идёт до него


  32. 22. Feb. 2014 в 17:23
    32

    подскажите,есть ли какая разница как подключить двуполюсный пакетный автомат,ноль с права или с лева,или не какой разницы нет?


  33. 22. Feb. 2014 в 21:15
    33

    Василий777!
    Разницы нет, но принято, что слева фаза, а справа ноль.


  34. 23. Feb. 2014 в 20:06
    34

    нужно заменить пробки на автоматы,но провода подводки снизу,как в этом случае быть?ставить автоматы вверх ногами? 😆


  35. 24. Feb. 2014 в 09:28
    35

    Василий777!
    Лучше перевернуть.


  36. 24. Feb. 2014 в 18:56
    36

    сергей,а на ноль нужно ставить автомат после счётчика,или лучше УЗО и пробку на фазу?


  37. 24. Feb. 2014 в 20:51
    37

    Василий 777!
    Ноль заводится только на вводной автомат, а если после автомата стоит УЗО, то ноль заводится и на него. Далее ноль подключается на общую нулевую шину, от которой распределяется на каждого потребителя.
    Автомат ставят только на фазу.


  38. 02. Apr. 2014 в 17:13
    38

    Сергей, вопрос …у меня на даче 6 помещений.В каждом я хочу поставить свою коробку и уже от них тянуть провода освещения 1.5 мм кв. и провода на розетки(2шт)2.5 мм кв.и свой автомат 16А на каждое помещение…так можно ?


  39. 02. Apr. 2014 в 19:12
    39

    Добрый вечер valdemarino!
    Так можно.
    Удачи!


  40. 07. Apr. 2014 в 22:14
    40

    Огромное спасибо за статью.
    Подскажите пожалуйста, на последнем рисунке в соединительной коробке нули розеток и световой группы соеденены в точке (3). Это обязательное условие или можно отдельно соединить нули от нулевой колодки к розеткам (точка 3) и нули от нулевой колодки к лампочкам (точка 3а). Соответственно получится 5 скруток.


  41. 07. Apr. 2014 в 22:38
    41

    Добрый вечер Виталий!
    Это условие не обязательное, но так будет правильно и надежно.
    Удачи!


  42. 07. Apr. 2014 в 22:52
    42

    Спасибо за ответ и извините за навязчивость. Отсюда вытекает второй вопрос. Исходя из вашего ответа и так как нет провода заземления тогда я могу проложить один трехжильный кабель и подсоединить одну жилу к нулевой колодке, вторую к автомату номер 1 а третью к автомату 5. Так ли это? Если нет то чем мне это грозит?


  43. 07. Apr. 2014 в 23:17
    43

    Виталий!
    1. Так делать нельзя, так как на ноль ложится двойная нагрузка при одновременном использовании обоих фаз, и если нагрузка будет большая и длительное время, то возможно расплавление изоляции и, как следствие, короткое замыкание. Это конечно в тяжелом случае, но такой случай не учитывать нельзя.
    2. Мой Вам совет: «Не экономьте на электричестве. Потом выйдет только дороже.»
    3. Используйте только одноименные фазу и ноль.
    4. Можно от одного автомата кинуть в распределительную коробку один двужильный провод сечением 2,5 квадрата, и от этого провода запитать свет и розетки.
    Удачи!


  44. 08. Apr. 2014 в 18:25
    44

    Добрый день Сергей. Тогда я сделаю по 4 варианту и пущу один кабель от одного автомата. На сколько ампер тогда выбрать автомат, если от него будет запитана розеточная и световая группы?


  45. 08. Apr. 2014 в 19:34
    45

    Виталий!
    Все зависит от нагрузки световой и розеточной групп.
    Что Вы планируете на потолок и что будете питать от розеток?


  46. 21. Apr. 2014 в 03:17
    46

    Очень понравились ваши схема и видео.

    Я решил спросить вашего совета. Для установки wifi роутера в прихожей возле щитка мне нужно провести новую розетку.

    Где правильнее взять фазу из щитка или от выключателя освещения в прихожей? Какие плюсы/минусы у обоих вариантов и как сделали бы вы и почему.

    Спасибо!


  47. 21. Apr. 2014 в 10:42
    47

    Добрый день Алексей!
    Все зависит от ситуации. Правильнее и удобнее взять фазу и ноль от щитка.
    Если Вы возьмете фазу от розетки, тогда откуда будете вести ноль.
    Поэтому провод удобнее кинуть от щитка.
    Удачи!


  48. 11. Jul. 2014 в 12:15
    48

    Добрый день!
    Статья очень доходчивая, по сравнению с тем, что до этого видел в интернете.


  49. 11. Jul. 2014 в 15:13
    49

    Здравствуйте Никита!
    Спасибо 🙂 !


  50. 22. Jul. 2014 в 00:24
    50

    Здравствуйте. «Первые четыре автомата идут на освещение, вторые четыре автомата идут на розетки, и последние три идут на сплит системы и бак накопитель» На рисунке 12 автоматов, 9 включенных. А еще один зачем включен? И почему с 7 автомата выходит 2 провода?


  51. 22. Jul. 2014 в 09:27
    51

    Здравствуйте Анатолий!
    С какой целью интересуетесь?


  52. 24. Jul. 2014 в 21:57
    52

    Доброго время суток. Если я правильно понял в вопросе подключения мощных потребителей (аристон, стир.машинка, холодильник, электро плита, микроволновка и т.д.) тянется отдельная линия для каждого из перечисленных и к каждому свой автомат на 25А + провод сечением не менее 2,5 квадрата ?????


  53. 24. Jul. 2014 в 23:24
    53

    Дмитрий К!
    Вы все правильно поняли, единственное, для холодильника тянуть отдельную линию не требуется. И для микроволновки под вопросом: одни тяну, другие нет.
    Я лично не тянул.
    Удачи!


  54. 24. Jul. 2014 в 23:33
    54

    Спасибо огромное за заочную помощь.


  55. 31. Jul. 2014 в 09:28
    55

    «Теперь после счетчика обязательно устанавливается устройство защитного отключения типа УЗО…Причем этот ток составляет не более 30mA.» Ну вот опять чушь сморозили, если не шарите в электрике на кой статьи писать?! Почитайте пп.7.1.85 ПУЭ. Блять, походу скоро у нас как в штатах запрещено будет себе розетку в квартире отремонтировать без лицензии, после того как горе-самоучки (после таких бездарных статей) массово пожгут себе квартиры или электротравмы наполучают.


  56. 31. Jul. 2014 в 16:26
    56

    Уважаемый мимо проходил!
    А что не так 😈 !
    Люди спрашивают — мы им отвечаем как надо делать правильно, а не так, как советуют шабашники по принципу: ты платишь, мы работаем…
    Если кто-то после моего совета полезет в розетку и его убьет (не дай бог), то, как советчик, буду виноват я 😐 .
    А зачем мне, или еще такому же владельцу сайта этот гемморой нужен 😯 .
    Поэтому Ваши шарите или не шарите тут вообще не в тему.
    Если бы не шарил, то и не писал бы. Понятно !!!


  57. 31. Jul. 2014 в 20:44
    57

    да я ж не против УЗО, если вы хотите отвечать «как надо делать правильно» подучите матчасть хотя бы.
    ПУЭ «7.1.84. Для повышения уровня защиты от возгорания при замыканиях на заземленные части, когда величина тока недостаточна для срабатывания максимальной токовой защиты,
    на вводе в квартиру, индивидуальный дом и т.п. рекомендуется установка УЗО с током срабатывания до 300 мА.»
    но это не значит что на вводе можно поставить УЗО на 30 мА, ибо п.7.1.83 ПУЭ не с потолка взят.
    ПУЭ «7.1.83. Суммарный ток утечки сети с учетом присоединяемых стационарных и переносных электроприемников в нормальном режиме работы не должен превосходить 1/3 номинального тока УЗО. При отсутствии данных ток утечки электроприемников следует принимать из расчета 0,4 мА на 1 А тока нагрузки, а ток утечки сети — из расчета 10 мкА на 1 м длины фазного проводника.»
    этот пункт учитывает тот факт что некоторые электроприемники в нормальном режиме работы имеют утечку. Таким образом есть риск ложного срабатывания вашего 30мА УЗО на вводе, при этом будет сложно диагностировать в какой группе произошла утечка и реальная ли это утечка или ложная. Поэтому оптимально по безопасности, если деньги есть, ставить 30мА диффы (или 30мА УЗО+автомат) на каждую розеточную группу (это защита от косвенного прикосновения), а на вводе, для соблюдения селективности, УЗО на 100 или 300 мА (противопожарное).


  58. 31. Jul. 2014 в 22:12
    58

    Уважаемый проходил мимо!
    Мне с Вами, как с разработчиком, тягаться трудно.
    Но не надо на основе теоретических выводов учить вэбмастеров проходить мат часть, так как вэбмастер, пишущий статьи про электрику, эту мат часть прошел, и прошел на своей шкуре не раз.
    Вы лучше попробуйте объяснить теорию электротехники жильцу, у которого в момент отгоревшего PEN проводника сгорели все телевизоры, холодильник и микроволновка.
    А про УЗО на входе в 100 — 300 mA Вы не правы, так как таких токов утечки в квартире или в доме практически быть не должно. Это очень большие токи утечки.
    На практике: я ставил на входе УЗО с током утечки 30mA и жильцы частных домов не жалуются. Может пока проводка новая?
    Во всяком случае про большие токи буду иметь в виду. Спасибо.
    А теперь давайте перейдем к общему знаменателю: теоретически Вы правы, а практически — обращайтесь в ЖЭК.
    В любом случае, спасибо за диалог!
    Удачи!


  59. 31. Jul. 2014 в 22:52
    59

    Сергей, УЗО на 100-300мА нужны не для защиты от косвенного прикосновения, при котором происходит утечка на землю через тело человека, п.7.1.84 не об этом. По сути оно призвано защищать проводку и электроустановку от таких токов КЗ, при которых не сработает максимальная токовая защита вводного автомата. К квартирам это в меньшей степени относится, а вот для загородных частных домов актуально. Вот представьте, новое домовладение на окраине села, до ближайшей КТП метров 500-800, ктпшка старая, мощности ее уже едва хватает, сечение ВЛки тоже не учитывает расширение села. Вопрос, какой однофазный ток КЗ на вводе в электроустановку этого потребителя, а какой на самой наиболее удаленной лампочке, где-нибудь в бане?, а хрен его знает, энергоснабжающая организация ток КЗ на вводе, в ТУ на подключение чаще всего не укажет, влом им это считать, хотя по современным меркам должны бы. Вот и получается, если ток КЗ в какой-то удаленной точке окажется равен например 100А, а ближайший автомат стоит на 16А (и имеет уставку мгновенного расцепителя (7..10)хIн=112..160А) то при возникновении такого КЗ, автомат его не отключит, а возникшая дуга может привести к пожару.


  60. 01. Aug. 2014 в 16:57
    60

    Уважаемый мимо проходил!
    За информацию про УЗО большое спасибо 😐 .
    Я этого не знал по той причине, что это новшество, так сказать, пока мало используемое, и информацию по нему приходится собирать крохами.
    Да и если честно, опыта работы с УЗО не так уж и много (думаю пока).
    Вещь эта довольно таки дорогая, и поэтому трудновато объяснить заказчику, что желательно использовать несколько УЗО на этом же количестве линий.
    Спасибо за информацию. Возможно кому нибудь пригодится.
    Удачи 🙂 !


  61. 05. Aug. 2014 в 12:24
    61

    Уважаемый Сергей, в этой теме не могу с вами согласиться, ранее вы писали что на автомат 25А кабель можно 2,5 кв.мм. Этого кабеля маловато будет, так как он выдерживает нагрузку 4,6 кВт или 21А. Конечно если он проложен закрыто. Основание ПУЭ гл.1.3 табл 1.3.4. Просто говоря, будет перегруз, кабель сгорит, а автомат не сработает. Я бы вешал на 25А кабель 4 кв.мм.


  62. 05. Aug. 2014 в 15:33
    62

    Добрый день Андрей!
    Ваше право.
    P.S. Как правило, кабелем 4 кв.мм заводят общее питание в 4-х комнатную квартиру.


  63. 19. Aug. 2014 в 23:15
    63

    Здравствуйте Сергей, а как на счет эстетики при монтаже ящика?


  64. 20. Aug. 2014 в 01:17
    64

    Добрый вечер Виктор!
    Все зависит от удобства пользования.


  65. 22. Aug. 2014 в 20:59
    65

    Здравствуйте! Хотел у вас поинтересоваться насчёт заземления. От шины заземления в щитке до контура заземления провод какого сечения можно провести? Или от контура можно металлическую пластину довести вплоть до щитка?


  66. 25. Aug. 2014 в 13:16
    66

    Доброго времени суток. Вопрос мой в следующем:
    1. На рисунке Монтажная схема электрической проводки. Старый фонд. появиться ли принципиальная разница если провода из точки скрутки 1 и 2 на выкл. поменять местами, при соблюдения условия что фаза запущенна на выкл?
    2. У меня в комнате слишком много потребителей света. Все скрутки в распаячную коробку не поместить. Возможен такой вариант- в комнату заходит фаза ноль и земля от щитка отдельной линией от отдельного авт., а в комнате из одной коробки расходиться на 6 коробок в которых и происходит вся разводка на отдельные потребительи света?


  67. 25. Aug. 2014 в 13:24
    67

    Добрый день Максим!
    1. Принципиальной разницы нет.
    2. Это правильный вариант.


  68. 25. Aug. 2014 в 22:48
    68

    Извините за наглость, но вы не раскрыли ответ на мой вопрос. Провод какого сечения можно провести на заземление от шины заземления в щитке до контура заземления? Или от контура можно металлическую пластину довести вплоть до щитка?


  69. 25. Aug. 2014 в 22:58
    69

    Добрый вечер Дмитрий К!
    Странно.
    На Ваш вопрос я ответил 😈 .

    1. От контура заземления до щитка предпочтительней тянуть металлическую полоску (полоску покрасьте).
    2. Используйте медный провод сечением 6 — 10 мм (провод прокладывайте в защитной трубе).

    Удачи!


  70. 25. Aug. 2014 в 23:02
    70

    Спасибо за ответ. Видимо ответ в первый раз не дошёл.


  71. 25. Aug. 2014 в 23:05
    71

    Дмитрий К!
    Получается так.
    Возникнут вопросы — задавайте.


  72. 25. Aug. 2014 в 23:36
    72

    Спасибо Сергей. Нсли появяться вопросы, теперь знаю к кому обратиться.


  73. 08. Sep. 2014 в 21:49
    73

    Здравствуйте, Сергей. Я в своем доме переделывал проводку, выводил каждую комнату (совместно освещение и розетки) на однофазный автомат 25А. Какие пробки-автоматы ставить на входе в старый (советский) счетчик?


  74. 08. Sep. 2014 в 22:32
    74

    Здравствуйте Александр!
    Ставьте двухполюсный автоматический выключатель на 40 Ампер.
    Также можно поставить дифавтомат на 40 Ампер с током утечки 100 — 300 mA.


  75. 09. Sep. 2014 в 23:26
    75

    Вопрос следующий,купил квартиру в новостройке,Накидал схемку,5 линий(ВВГнг(А)3х2,5 на розетки,4 на освещение(ВВГнг(А)2х1,5.Разрешено ли провести освещение без заземления.И 2 вопрос Можно ли объединить все это в 5 линий(для экономии провода).Сделать скрутки в коробках розетки+освещение.Соответственно розетки будут заземлены,освещение нет.Спс заранее 😕


  76. 10. Sep. 2014 в 10:48
    76

    Добрый день SmR163!
    1. Освещение тянуть без заземления можно, но я бы на безопасности не экономил. Провод с заземлением тянется от соединительной коробки до лампочки. На выключатель заземление не тянется.
    2. Объединить освещение и розетки на один автомат можно. Получится пять линий и пять автоматов. Единственным неудобством этого варианта является то, что при замене люстры или розетки придется обесточивать всю линию.
    Удачи!


  77. 18. Oct. 2014 в 09:50
    77

    Добрый день! Подскажите пожалуйста! Не работают розетки в комнате, проверял пробником, горит на обоих проводах, на одном тускло, а если воткнуть какой ни будь прибор в розетку, то на всех розетках у пробника горит ярко на обоих проводах, розетки работали два года исправно и тут что то случилось… Освещение работает исправно, автоматы не вышибало. Подскажите что может быть?


  78. 18. Oct. 2014 в 09:56
    78

    Еще добавлю что в квартире делали ремонт без меня, бригаду ту найти не могу, знаю что проводку полностью меняли,вот только как подцепили ее это не понятно, саму коробку еле нашел но там всего две скрутки фаза и ноль


  79. 18. Oct. 2014 в 11:55
    79

    Здравствуйте Руслан!
    Все симптомы говорят о том, что в розетках пропал «ноль».
    Если такое во всех розетках, то ищите общий кабель, от которого они запитываются. То есть, от которого идет разводка по всем розеткам. Необходимо проверить наличие нуля вначале и в конце кабеля. Делается это относительно фазы измерительным прибором или контролькой.

    Если не работает только отдельный участок, то также находите кабель, от которого запитывается этот участок, и проверяете наличие нуля на обоих концах кабеля.


  80. 19. Oct. 2014 в 10:23
    80

    Спасибо, проверил, в проводе который входит в комнату общая фаза и ноль что на свет и на розетки, а в проводе который идет от туда на первую розетку ноль теряется по не понятной пока причине (провод заштраблен в стену поэтому есть подозрения что в стене сделаны скрутки на другие розетки где и теряется ноль) стену ковырять не вариант… Может посоветуйте может есть другой вариант? Заранее СПС !


  81. 19. Oct. 2014 в 11:08
    81

    Руслан!
    Если скрутки замурованы в стене, то здесь уже ничего не сделать. Придется долбить стену и заново прокладывать проводку по всем правилам.
    Как вариант, попробуйте простучать стену, может удастся найти распределительную коробку. А если в квартире делали подвесные потолки, то коробки могут убрать туда.


  82. 19. Oct. 2014 в 15:01
    82

    Придется делать ремонт заново ❓ Потолки подвесные многоуровневые из гипсача, так что ломать так ломать! Спасибо огромное, все доходчиво и понятно! Успехов Вам и здоровья! 💡 💡


  83. 19. Oct. 2014 в 15:11
    83

    Руслан!
    Не торопитесь ломать. Осмотрите потолок. Возможно найдете заглушку, под которой может быть коробка.
    Я так понял, в стенах коробок нет?


  84. 20. Oct. 2014 в 09:00
    84

    В стене нашел одну только коробку над дверью, там две скрутки, в одной четыре провода, в другой 11 (!!!) проводов фаза.


  85. 20. Oct. 2014 в 19:37
    85

    Руслан!
    Интересная коробка 😯


  86. 21. Oct. 2014 в 17:23
    86

    Вот и что с ней делать? Или искать что то другое? В потолке кроме проводов ничего нет, провода идут в сторону коробки… 🙁


  87. 21. Oct. 2014 в 22:19
    87

    Руслан!
    Попробуйте пригласить толкового электрика. Сами Вы не разберетесь 😐
    Электрик сориентируется и подскажет как выходить из этой ситуации.
    Может не так все и плохо 😐


  88. 22. Oct. 2014 в 06:24
    88

    Ок, Спасибо вот и думаю что пора искать электрика 😛 Потом отпишусь чем закончилось 😕


  89. 01. Nov. 2014 в 21:38
    89

    Привет.есть вопрос..вот у меня от счетчика идет черный провод алюминий..как узнать ноль-фаза..где..хочу протягивать проводку купил провода.. медные разные цвета..а вот какой цвет и куда..где + и где -..вот этого я не понимаю(((


  90. 02. Nov. 2014 в 17:21
    90

    Добрый вечер Николай!
    Фаза определяется индикаторной отверткой — если индикатор загорается, то это фаза. Ноль не светится.
    За плюс можно принять «фазу», а за «ноль» — минус.


  91. 02. Nov. 2014 в 18:48
    91

    Спасибо Сергей!..делаю по тихоньку.надо 7 светильников повесить светодиодных..на кухню..на 2 выключателя..вот и пробую))


  92. 02. Nov. 2014 в 19:14
    92

    Николай!
    Делайте.
    Будут вопросы — задавайте.
    Удачи!


  93. 03. Dec. 2014 в 22:53
    93

    добрый день,подскажите вот что,если взять линию от щитка на котором стоит пробочный автомат ПАР16 и вести её по дому,потом в распредкоробке сделать отетвление в хозпостройки,стоит ли на этом ответвлении поставить свой автомат?как сделать так чтоб он отключался если что то произойдёт с проводкой в хозпостройках,просто линия от щитка метров 20,вот и хочется узнать как это всё сделать


  94. 03. Dec. 2014 в 22:56
    94

    и ещё,вот если через каждые 10 метров поставить автоматы одинаковые,то они защищают всю линию или каждый свою


  95. 03. Dec. 2014 в 23:29
    95

    василий 777!
    На ответвлении в хозпостройку ставьте свой автомат.
    Каждый автомат, после которого идет питающая линия, защищает только эту линию.


  96. 22. Jan. 2015 в 21:33
    96

    Здравствуйте хачу ппрконсультиррватся у меня в квартире 3фазы можноли мне их распределить каждую по одиночке кинуть на свет 1фаза. на резетки 2-рая, на духовку и плету 3-я.


  97. 22. Jan. 2015 в 21:41
    97

    Добрый вечер Александр!
    Я бы не советовал, так как есть вероятность получить межфазное.
    Если планируется использовать трехфазную нагрузку, то три фазы используйте для этой нагрузки, ну а все что связано с бытом лучше придерживаться какой-нибудь одной фазы.


  98. 22. Jan. 2015 в 21:44
    98

    Пасибо большое.


  99. 30. Jan. 2015 в 20:25
    99

    Здравствуйте,

    у вас на схеме по квартире раскидано по комнатам.

    На сколько все плохо, если я проложил по типу потребления — весь свет отдельно на автомат, кухонные розетки отдельно, комнатные розетки отдельно и уличная розетка тоже отдельно? 😆


  100. 31. Jan. 2015 в 10:34
    100

    Добрый день Владимир!
    Тоже не плохо. Только мобильности мало.


  101. 10. Mar. 2015 в 19:55
    101

    пробую на входе квартиры провода отверткой,как первый загорается,так и второй,обе фаза,как быть?подскажите


  102. 10. Mar. 2015 в 20:00
    102

    Добрый вечер Игорь!
    Отключите все из розеток и выключите свет.


  103. 18. Mar. 2015 в 09:30
    103

    Сергей здравствуйте!Скажите достаточно ли автомата 10А если повесить на него 3 розетки(будут использоваться приборы Макс. 1,5 кВт) и освещение 4-5 светильников.Спасибо.


  104. 18. Mar. 2015 в 09:43
    104

    Добрый день Михаил!
    Если другого нет, то достаточно. Но я бы поставил на 16А.


  105. 25. Apr. 2015 в 15:25
    105

    Добрый день.
    Благодарю, вас, за очень полезную информацию в сфере прокладывания проводки дома, самому. И, у меня, как у многих пользователей вашего сайта, возникли дополнительные вопросы. Мой вопрос заключается в том, как именно соединять нулевую колодку перемычками? По той же схеме, что и автоматы или по другому?
    И ещё, можно ли обойтись без дополнительных соединительных коробок (в комнатах) и провести проводку от автоматов на прямую к розеткам и выключателям, используя один автомат на розетки + один автомат на выключатель для каждой комнаты?


  106. 25. Apr. 2015 в 17:26
    106

    Добрый день Александр!
    1. На нулевой колодке имеются отверстия, в которые засовывается провод и зажимается винтом. Если одной колодки не хватает, то к ней с помощью перемычки можно подсоединить еще одну.
    2. Вообще-то так и делается: на каждую комнату отводится по два автомата. Если же в этой комнате предполагается использовать мощного потребителя (сплит система), то для него тянется отдельная линия и ставится свой автомат. Розетка в этом случае не устанавливается, а провода подключаются непосредственно к проводам мощного потребителя.
    Коробки можно не ставить. Но если есть возможность, то лучше установить.
    Как вариант, все коробки можно установить возле щитка с автоматами. Единственным недостатком этого способа является большее количество провода для проводки.


  107. 25. Apr. 2015 в 21:01
    107

    Спасибо за ответ, Сергей, ещё хотел поинтересоваться какую роль в данной схеме играет УЗО? Можно ли обойтись в этой схеме без УЗО или не желательно?


  108. 26. Apr. 2015 в 11:09
    108

    Александр!
    УЗО ставить желательно. Его функцией является защита от пожара и от поражения электрическим током.


  109. 10. Aug. 2015 в 22:13
    109

    Комуналка. Установили кондишн. Греется вводный кабель. Автомат на 16 вырубился и не дает. 60 года , 5 этажа кирпич. А лето. И жена. Пилит. Не Рокфеллер. 😈


  110. 10. Aug. 2015 в 23:11
    110

    Алексей!
    Если кабель стал греться после установки кондишена, то кабель надо менять в любом случае. И чем быстрее, тем лучше.
    Как вариант, попросить знакомого электрика, чтобы он подключился в месте соединения вводного кабеля, установил автомат на 25А и от этого автомата запитал кондишен. В этом случае придется купить автомат на 25 Ампер, несколько метров провода и пузырь электрику, который с ним можно и уговорить.


  111. 24. Sep. 2015 в 23:00
    111

    Добрый вечер Сергей! у меня вопрос к вам как к профи, можно ли прокладывать провод без гофры или пластиковой трубки,если я праштробил стену проложил провод и просто зашпоклевал? если не сложно ответьте,заранее спасибо


  112. 24. Sep. 2015 в 23:11
    112

    Добрый вечер Денисpip!
    Можно. Именно таким образом прокладывается внутренняя проводка.
    Только желательно использовать провод, предназначенный для внутренней проводки, например, ВВГ.


  113. 27. Sep. 2015 в 09:39
    113

    Дом 1979 года с электроплитой. Все розетки 2 полюсные (кроме электроплиты).
    Хочу поставить УЗО на нижние розетки.
    Где разорвать нулевой провод для подачи на УЗО ? В этажном щитке на 4 квартиры хаос.


  114. 27. Sep. 2015 в 10:59
    114

    Добрый день Леопольд!
    Самостоятельно что-либо делать в щитке не рекомендую. Найдите разбирающегося человека и он Вам все сделает сам или поможет сделать.


  115. 27. Sep. 2015 в 11:29
    115

    Согласен. Не полезу. Но хосу понять как в этом случае приглашенный (не штатный) электрик найдет ту точку, где будет резать рабочий ноль для вставки УЗО?


  116. 27. Sep. 2015 в 11:33
    116

    Жаль здесь вроде нельзя прикрепить фото для более конкретного разбора.


  117. 27. Sep. 2015 в 11:39
    117

    Леопольд!
    Ноль не разрезается.
    При занулении в щитке ставится перемычка от нулевой шины на корпус щитка, и уже от корпуса щитка тянется защитный РЕ проводник.
    Фото можете прислать мне на почту.


  118. 27. Sep. 2015 в 11:51
    118

    Значит я совсем дебил… Прочитал кучу материалов, запомнил что после узо должен быть свой ноль , те есть N1 после первого узо, N2 после второго… Как же в таком случае не резать, если в существующую схему без узо врезается новый элемент — узо?


  119. 27. Sep. 2015 в 11:56
    119

    Значит я совсем дебил… Прочитал кучу материалов, запомнил что после узо должен быть свой ноль , те есть N1 после первого узо, N2 после второго… Как же в таком случае не резать, если в существующую схему без узо врезается новый элемент — узо?
    В первом вопросе в 9.39 некорректно задал вопрос — лучше так: выход нуля из узо куда подключать относительно нуля уже проложенного в квартире?


  120. 27. Sep. 2015 в 12:07
    120

    Леопольд!
    Зачем так сразу.
    Вы все правильно поняли: сколько УЗО столько нулей.
    На вход всех УЗО подается один ноль N, а вот с выходов УЗО нулей может быть несколько. Например, если два УЗО, то и нулей будет два — N1 и N2.
    Защитный проводник РЕ нигде не разрывается и ни на какие автоматы не подключается. Он размножается и третьим проводом заводится на розетки, а также на потолок. На выключатели РЕ не тянется.


  121. 27. Sep. 2015 в 12:11
    121

    Ваш ответ понятен для вновь создаваемой проводки. Но как быть если узо решил вставить в существующую?


  122. 27. Sep. 2015 в 16:43
    122

    Леопольд!
    1. Если проводка двухпроводная, то ставьте в щитке одно общее УЗО на всю квартиру.
    2. Если проводка трехпроводная, то вновь устанавливаемые УЗО монтируются в щитке, а заземляющий проводник РЕ подключаете по розеткам.


  123. 27. Sep. 2015 в 17:57
    123

    Сергей!
    В четвертый раз пытаюсь получить ответ.
    Ставлю узо на дин рейку. Фазу с выхода автомата подсоединяю к фазе узо.
    С клеммы нейтрали (нуля) подключаю провод на вторую клемму узо.
    Фазный выход узо развожу на фазы розеток.
    Осталя нулевой выход узо — куда я его должен подключить? Если к существующему нулевому проводнику в квартире, то нулевые вход и выход узо окажутся короткозамкнуты ( ведь Вы сказали, что ничего резать не надо). Напоминаю все розетки в квартире 2-х проводные.


  124. 27. Sep. 2015 в 20:59
    124

    Леопольд!
    1. Если в щитке стоит двухполюссный автомат, то с выходной клеммы этого автомата нулевую жилу заводите на выходную клемму УЗО, а между выходной клеммой автомата и входной клеммой УЗО ставите перемычку.
    2. Если автомат однополюсный, то в Вашем квадрате (щиток поделен на четыре квадрата) есть горизонтальный клеммник, на котором сидят нули: один ноль общий (взят от нулевой шины щитка), а остальные нули идут в квартиру. Так вот общий ноль подключаете на входную клемму УЗО, а к выходной клемме УЗО подключаете нули или ноль, уходящие в квартиру.


  125. 27. Sep. 2015 в 23:10
    125

    Мне нужен переводчик с русского на русский. Что ж, в поисках нужного конца начну поочередно отключать все нули ( искусственно создавая «отгорание» нуля соседям…). Прости, Боже!


  126. 27. Sep. 2015 в 23:36
    126

    Леопольд!
    Вам нужен не переводчик, а хотя бы элементарные знания по физике из школьного курса за 8 класс.
    Я ВАМ В САМОМ НАЧАЛЕ НАШЕГО ДИАЛОГА ПОРЕКОМЕНДОВАЛ НАЙТИ ЭЛЕКТРИКА ИЛИ ЧЕЛОВЕКА, РАЗБИРАЮЩЕГОСЯ В ЭЛЕКТРИЧЕСТВЕ.
    ЛАДНО, ВАМ ВАША ЖИЗНЬ НЕ НУЖНА, НО ДРУГИЕ ЛЮДИ, ЖИВУЩИЕ В ВАШЕМ ДОМЕ, ХОТЯТ ЖИТЬ.
    ПЛЮС КО ВСЕМУ ЭТОМУ, ПРИ ОТКЛЮЧЕНИИ НУЛЯ ВЫ МОЖЕТЕ СДЕЛАТЬ ПОЖАР, ИСПОРТИТЬ АППАРАТУРУ, РАБОТАЮЩУЮ В ДАННЫЙ МОМЕНТ, ПОСТРАДАЕТ КУЧА НАРОДА.


  127. 01. Oct. 2015 в 23:30
    127

    Перечитал учебник физики и…. прозрел. Все УЗО надо выкинуть, потому что там про них ничего нет. А интересно отсутствие какого знания из данного учебника Вы мне инкреминируете? Вроде в физике ничего не изменилось…


  128. 10. Oct. 2015 в 07:23
    128

    Кстати, тема страницы «Как САМОМУ провести проводку в квартире»

    Жаль нет ответов. Страница понравилась.


  129. 12. Oct. 2015 в 20:41
    129

    Добрый вечер Сергей!
    Спасибо за доходчивые обьяснения, на других сайтах таких нюансов как перемычки и их сечение отсутствут. У меня остался один вопрос. Если кабель от распредщита до коробки 2.5 и потом после коробки до всех потребителей ( допустим 5 розеток ) тоже 2.5 то как он будет держать нагрузку если использовать все 5 розеток. Можно ли использовать сечение 4.0


  130. 12. Oct. 2015 в 22:21
    130

    Добрый вечер Павел!
    1. Если в помещении предполагается использовать мощного потребителя типа стиральная машинка, сплитсистема, водонагреватель и т.п., то для каждого такого потребителя ставится свой однополюсный автомат на 25А и от щитка тянется своя линия без захода в коробку. Причем для такого потребителя розетка не ставится, а провод сразу соединяется с сетевым шнуром аппарата.
    2. На розетки и к коробке бросайте медь 2,5 квадрата и не переживайте. У меня двухкомнатная квартира и для запитки своего щитка я использовал кабель сечением 4.0 квадрата.
    Совет: для запитки обычных розеток используйте автоматы на 16А, а на освещение на 10А.


  131. 31. Oct. 2015 в 16:47
    131

    Здравствуйте Сергей! Делаю ремонт в девушке, заодно меняю проводку. Хочу сделать следующие линии в щитке
    Освещение:1.ванна,туалет,кухня — автомат 16А
    2. Прихожая,спальня -авт 10А
    3. Зал,балкон -авт 10А
    Розетки: 4.кухня — авт 20А (у меня газ.плита)
    5.прихожая, спальня- авт 16А
    6.зал,балкон-авт 16А
    7.кондиционер авт???
    Все ли правильно? И посоветуй какое УЗО ставить перед автоматами?


  132. 31. Oct. 2015 в 17:24
    132

    Здравствуйте Денис!
    Освещение:
    1. Ванна, туалет, кухня — ставьте 10А.
    2. Прихожая,спальня -авт 10А
    3. Зал,балкон -авт 10А
    Розетки:
    4.кухня — 16А (если стоит стиралка, то 25А)
    5.прихожая, спальня- 16А
    6.зал,балкон- 16А
    7.кондиционер — поставьте отдельный автомат на 25А, вдруг захотите заменить на сплитсистему.
    УЗО ставьте с рабочим током, что и общий автомат. Ток утечки УЗО должен быть 30mA.


  133. 31. Oct. 2015 в 18:05
    133

    Спасибо большое!!! На некоторых схемах после автомата ставят ещё и УЗО,т.е.на каждую линию после автомата УЗО, зачем так делают? И нужно ли это?


  134. 31. Oct. 2015 в 19:00
    134

    Денис!
    Дополнительная защита никогда не помешает.
    Я бы поставил отдельное УЗО для ванны и туалета, и еще одно для кухни.


  135. 31. Oct. 2015 в 18:44
    135

    И ещё момент, не лучше за место УЗО поставить диф автомат?


  136. 31. Oct. 2015 в 18:57
    136

    Денис!
    Это Вам решать.
    Я бы поставил УЗО.


  137. 01. Dec. 2015 в 19:14
    137

    А зачем соединены нули розеток и освещения в точке 3 если они с разных автоматов идут?


  138. 01. Dec. 2015 в 19:27
    138

    Тяну проводку от автоматов до коробок:розетки отдельно,ну и освещение тоже отдельно,но оба 2,5 квадрата,в отдельные коробки.Правильно это или всё же на свет и 1,5 квадрата от счётчика можно тянуть?


  139. 02. Dec. 2015 в 02:41
    139

    Здравствуйте Сергей, скажите от автомата 16A до розетки где будет потребление возможно до 3.5~4 кв хватит ли, провода 2.5 меди и может поставить 25A автомат?


  140. 02. Dec. 2015 в 12:17
    140

    Добрый день Егор!
    Все выдержит. Если Вы сомневаетесь, то поставьте автомат на 25А, а провод менять не надо.


  141. 02. Dec. 2015 в 15:44
    141

    Спасибо за ответ! Скажите еще, у меня блок с автоматами 25А 2шт и 16А 4шт. Какой узо мне поставить до блока? 25А? или больше?


  142. 02. Dec. 2015 в 22:00
    142

    Егор!
    УЗО ставьте с таким номиналом, с каким стоит вводной автомат, т.е. если вводной автомат стоит на 32А, то УЗО ставьте на 32А с током утечки 30mA.


  143. 03. Dec. 2015 в 10:23
    143

    Смотрите, на входе автомат на 40A потом счетчик, потом УЗО на 40A 30ma, потом бокс с автоматами. Правильно?
    ps. дом старенький деревянный. много электро приборов. Все переделываю на медь и ввожу землю.


  144. 03. Dec. 2015 в 18:36
    144

    Егор!
    Все правильно.


  145. 22. Jan. 2016 в 09:23
    145

    Здравствуйте, Сергей.
    Прочитал несколько статей на вашем сайте, кучу комментариев к ним, но так и не нашёл ответа на свой вопрос. Надеюсь, вы поможете мне. Дом панельный 9 этажный конца 80-х годов. Есть розетка в спальне, там будет 2 провода без заземления. Могу ли я снять ее, удлинить провода, проложить их на соседнюю стенку, а там уже подключить от них 2 светильника с двойным выключателем и 2 розетки? Или нужно будет искать распределительную коробку и пускать от неё отдельно провода на свет? Вот такие светильники я хочу установить.
    http://ru.aliexpress.com/item/Home-Fashion-LED-Wall-Lamp-3W-AC100-265V-Modern-Aluminum-KTV-Bar-Corridor-Decorate-Color-Lamps/32301892380.html
    Розетки будут использоваться для зарядки телефонов и для подключения ноутбука.
    Спасибо вам за все, что вы делаете для людей.


  146. 22. Jan. 2016 в 12:52
    146

    Добрый день Никита!
    Страшного ничего не будет.
    Только соединение проводов делайте в подрозетнике старой розетки и само соединение полностью не замуровывайте, а оставьте внутри подрозетника немного воздушного пространства. При соединении меди с алюминием используйте специальные переходники или клеммы.
    Удачи!


  147. 30. Jan. 2016 в 13:55
    147

    Добрый день, подскажите пожалуйста. Могу ли я от лампочки в ванной подключить зеркало с лампочкой и выключателем?


  148. 30. Jan. 2016 в 15:43
    148

    Добрый день, Сорока711!
    Можете, только работа лампочки зеркала будет зависеть от выключателя, который включает свет в ванной.


  149. 31. Jan. 2016 в 18:05
    149

    Спасибо!Всё получилось. Удачи Вам, как и всем нам после таких постов.


  150. 01. Apr. 2016 в 20:15
    150

    Редко когда встретишь доступное объяснение схем электропроводки.Сейчас — встретил.Низкий поклон !!!!!!


  151. 01. Apr. 2016 в 21:37
    151

    Добрый вечер, Сергей!
    Спасибо Вам за добрые слова!!!


  152. 19. Apr. 2016 в 11:15
    152

    Здравствуйте, Сергей!
    Помогите пожалуйста советом. Дом новый, панельный. Делали ремонт и повредили провод питающий комнату, (квартира однокомнатная). Везде свет есть, кроме комнаты. Как оказалось для комнаты идёт отдельный кабель в щиток. У родителей дом старый, там один пакетник стоит, привыкли уже, что при работах с электрикой обесточиваем всю квартиру. А здесь не хотелось бы заниматься штроблением стен, квартира на продажу будет всё равно, нельзя ли просто от коробки в прихожей запитать комнату?


  153. 19. Apr. 2016 в 14:39
    153

    Добрый день, Александр!
    Вопрос конечно интересный.
    Думаю можно. Только старайтесь розетки прихожей соединить с розетками в комнате, и свет прихожей со светом в комнате, если конечно такое разделение выполнено.


  154. 21. Apr. 2016 в 10:12
    154

    Здравствуйте! Спасибо Сергей за ответ, но чуточку поправлюсь. В прихожей в коробке идёт разделение в ванную, там 2 разетки,под вентиляцию вывод и над раковиной для подсветки.В прихожей выключатель для ванны и розетка с выводом в туже коробку. Хочу от этой коробки в прихожей кинуть питающий провод и завести в коробку в комнату. В комнате выводы на розетки, люстру и выключатель есть. Реально ли это сделать?


  155. 04. Jul. 2016 в 07:41
    155

    Доброго дня!Хочу подключить новый дом к 380.Нет ли у вас таких же подробных цветных схем как во всех ваших статьях?До этого пользовался вашими советами-все получилось супер!


  156. 04. Jul. 2016 в 11:57
    156

    Добрый день, Сергей!
    На три фазы схем на сайте пока нет.
    Все зависит от того, зачем и для каких целей Вам три фазы. Можете написать мне на почту и я подскажу что и как подключить.


  157. 22. Jul. 2016 в 16:04
    157

    Здравствуйте! Как лучше выполнить проводку 1 жильным или 3 жильным проводом в 3 комнатной квартире (панельный дом) ? Как вести фазу и ноль в комнаты, новые провода к входу или дублировать в коробках фазу и ноль. Как правильно выполнить. В ванную к стиралке провод от входа и автомата, в спальню розетки, в другую спальню розетки, кухня….. чтобы все подключить к автоматам будет на входе целый жмут проводов. Как правильно развести проводку? Спасибо.


  158. 22. Jul. 2016 в 21:22
    158

    Владимир!
    Пишите мне на почту.


  159. 13. Aug. 2016 в 16:20
    159

    Сергей, добрый день.
    Подскажите, можно ли на одно УЗО подключить стиралку и проточный нагреватель?
    Спасибо.
    СПАСИБО ЗА ВСЮ ИНФОРМАЦИЮ НА САЙТЕ!!!


  160. 14. Aug. 2016 в 09:35
    160

    Добрый день, Дмитрий!
    Спасибо!!!
    Можно. УЗО с током утечки 10mA или 30mA и рабочим током не менее 25А. Обязательно после УЗО перед каждой нагрузкой (стиралка, нагреватель) ставьте по автомату на 16А.


  161. 16. Aug. 2016 в 13:28
    161

    Здравия желаю Сергей!меняю проводку в двухкомнатной квартире без заземления, в подъезде стоит 3-х полюсный автомат на две квартиры (незнаю почему 3-х полюсный), после уже в мою квартиру заводятся на счетчик, подскажите пожалуйста как в таком случае лучше собрать распределительный щиток???
    В квартире из мощных потребителей на кухне стир.машинка, имеются розетки в ванной комнате; по Вашим рекомендациям всю квартиру поделил на участки, где на каждый участок предусмотрел прокладку провода сечением 1,5 для освещения и 2,5 для розеток, также проложил отдельный провод сечением 2,5 для стир.машинки…спасибо


  162. 16. Aug. 2016 в 23:55
    162

    Добрый вечер, Ruslan0104!
    От счетчика берете фазу и ноль и заводите на входной автомат распределительного щита. В щите фазу распределяете по верху всех автоматов. Ноль заводите на нулевую шинку, к которой будете подключать все нули.
    Все остальное отлично.


  163. 17. Aug. 2016 в 12:08
    163

    Спасибо за ответ Сергей!С Вашего разрешения хотелось бы получить ответ еще на один вопрос. Опять же по Вашим рекомендациям в распределительном щитке хочу поставить входной двухполюсный автомат и УЗО после него. Внимание вопрос!
    Зависит ли выбор рабочего тока автомата и УЗО соответственно в моем распределительном щитке от автомата на две квартиры, стоящего в подъезде???
    Спасибо за внимание!


  164. 17. Aug. 2016 в 16:24
    164

    Ruslan0104!
    Рабочий ток автомата и УЗО Вашего щитка должен быть ниже общего автомата.
    УЗО берите с рабочим током как у Вашего автомата или выше.


  165. 17. Aug. 2016 в 20:53
    165

    Спасибо Вам Сергей за ясность, за Вашу статью, Вы очень помогли мне в решении моих вопросов!Будьте здоровы!!!


  166. 18. Aug. 2016 в 20:14
    166

    Ruslan0104!
    Удачи!


  167. 22. Oct. 2016 в 01:41
    167

    Здравствуйте Сергей! Меняю полностью проводку в квартире. Квартира однокомнатная.Правильно ли будет собрать щиток в квартире по следующей схеме. Максимальная нагрузка всех потребителей будет 13 14 кВт. Вводной кабель от подъездного
    щитка медь 6 кв. Двухполюсный автомат 63А. Счетчик. Реле напряжения ZUBR 63A. Автомат63А. УЗО 63А. Далее группы автоматов по 25 16 10А. Электрики с работы советуют ставить УЗО и автомат на 32 или 40А. До групп автоматов использовать провод 6 кв. Как будет правильно? Нужно ли дополнительно ставить автоматы в подъездном щите и если нужно то какие? Заранее благодарен!


  168. 22. Oct. 2016 в 11:07
    168

    Роман, здравствуйте!
    У Вас все нормально. Как советуют электрики, до групп автоматов используйте провод 6 кв, а после автоматов 2,5 или 1,5 в зависимости от назначения.
    Основное УЗО берите на 100 mA.


  169. 22. Oct. 2016 в 12:05
    169

    Добрый день Сергей! Благодарю Вас за ответ! Я не совсем понял на сколько ампер ставить УЗО. На 63А или на 32А? Почему ток утечки 100 mA? Я думал что на 30 mA хватит. УЗО хочу поставить одно на все автоматы. До электроплиты проложил провод 3х4 кв автомат 25А. Будет еще кондиционер и ст.машина. На них тоже отдельные линии с автоматами по 25А Можно ли зацепить все на одно УЗО?Делаю все сам в первый раз, поэтому опыта никакого нет. :-((


  170. 22. Oct. 2016 в 12:35
    170

    Роман!
    УЗО на 63А. Общее УЗО ставится на 100 mA, чтобы убрать ложное срабатывание. Я бы Вам порекомендовал ставить свое УЗО для каждой группы. Вот здесь, как раз, подойдут на 30 mA с рабочим током 32А. В этом случае общее УЗО можно и не ставить, а можно и оставить — хуже не будет.


  171. 22. Oct. 2016 в 12:53
    171

    Спасибо Вам Сергей! Теперь мне понятно. Еще возник вопрос. Есть ли какие то особенности в подключении инверторного кондиционера? Или все как обычно?


  172. 22. Oct. 2016 в 15:21
    172

    Роман!
    Подключайте как обычно.


  173. 22. Oct. 2016 в 15:28
    173

    Благодарю за информацию Сергей! Здоровья Вам и успехов в работе! Сайт отличный! Все понятно и доступно изложено.


  174. 22. Oct. 2016 в 15:43
    174

    Здравствуйте Сергей! Подскажите почему от светорегулятора на освещение появляется шум в акустических колонках? Можно ли это как то устранить? И еще вопрос. Можно ли ставить светорегулятор на точечные светодиодные светильники? Светильников 10 штук. Спасибо!


  175. 22. Oct. 2016 в 17:57
    175

    Владимир, добрый вечер!
    В светорегуляторе нет зашиты от помех, которые он дает в сеть. Попробуйте перевернуть его. Раньше помогало.


  176. 22. Oct. 2016 в 18:07
    176

    Перевернуть это в смысле поменять местами провода? А на точечные светильники можно его ставить? Спасибо!


  177. 22. Oct. 2016 в 18:15
    177

    Владимир!
    Я думал, что у Вас он включается а розетку. Бороться с помехами в сети очень трудно. Проще купить другой регулятор по качественнее. На счет использования его с точечными светильниками уточняйте у продавца.


  178. 06. Nov. 2016 в 00:17
    178

    Великолепная статья, даже я поняла. Спасибо за проделанный труд! Удачи вам.


  179. 06. Nov. 2016 в 12:27
    179

    Добрый день, Екатерина!
    Спасибо за добрые слова.
    Удачи Вам!


  180. 26. Jan. 2017 в 20:44
    180

    Здравствуйте, Сергей!
    Вопрос: Собираюсь менять всю проводку в квартире. Сейчас проводка алюм. (два провода L и PEN) система заземления TN-C, дом 95 года постройки. Менять буду на Медь 3-х жильный ВВГ 1.5кв., 2.5кв. и 4кв.на эл.плиту. Соберу квартирный электрический щиток поставлю УЗО, автоматы по группам, провод L на автоматы с перемычками, провод N на отдельную нулевую планку, провод PE на отдельную планку заземления. Потом собираюсь вызвать спеца. из ДЕЗа или Мосэнергосб.для подключения моего щитка к счетчику и общеквартирному эл.щиту. Как спец. произведет подключение? Подключит только фазу L и ноль PEN, а мой провод заземления оставит пустым, т.е. его не подключит? Или и его тоже подключит (занулит или заземлит) на корпус общеквартирного щитка? Или вообще не стоит использовать трехжильный провод а проложить двухжильным? Надеюсь смысл понятен, Спасибо.


  181. 26. Jan. 2017 в 22:32
    181

    Добрый вечер, Сергей!
    Подключит как положено. Единственный момент с заземлением: если оно есть, то электрик и его подключит, если же заземления нет, то он может предложить сделать зануление в общеквартирном щитке.
    Смысл тянуть три провода есть. Вдруг когда нибудь проведут заземление, если его в данный момент нет, а Вы потом будете локти кусать.


  182. 26. Jan. 2017 в 23:44
    182

    Сергей, приятно удивлён оперативностью и локаничностью, Спасибо. На сколько я знаю заземления нет, на общекварт-ном щите три толстых L провода ти только один PEN провод. Чем опасно для меня и др.жильцов зануление на общеквартирный щиток? Ещё вопрос, надо ли заземлять саму ванну в ванной комнате, и если надо, то на что её заземлять!


  183. 27. Jan. 2017 в 00:23
    183

    Сергей!
    Ванну заземлять не надо, так как не на что.
    Оставляйте свою схему, как есть. Электрик придет, подключит без зануления. Если чего-то боитесь, есть УЗО, которое в нужный момент сработает.


  184. 07. Oct. 2017 в 22:36
    184

    Здавствуйте Сергей, к вам пару вопросов.
    Решил в квартире двух комнатной поменять проводку. Дом старый, счетчик находится в квартире, и от него две пробки. В парадной чтото типа распределительного щитка, и там на каждую квартиру тоже своя пробка. Я так понимаю что с парадной прямо на счетчик идет входная фаза на квартиру, я так понимаю что вот эта пробка, которая в парадной, это и есть входной автомат прошлого века. Схема будет такая: Со входа на счетчик, реле напряжения, диф автомат 30Ам,потом на свет на каждую комнату по 10А, на розетки по 16А, на стиралку 25А отдельной линией.
    Вопрос 1.
    Какого сечения кидать вход в квартиру до счетчика с парадной?
    Вопрос 2.
    Менять ли пробку в парадной на современный автомат и на сколько Ампер?
    Вопрос 3.
    После счетчика ставить еще входной автомат или диф автомата хватит, и на сколько ампер диф автомат?
    Вопрос 4.
    Какие лучше использовать провода на вход в квартиру и для разводки по квартире многожильные или моножильные, с точки зрения удобства понятно, а с точки зрения практичности?
    Вопрос 5. Моржно ли в один бокс для автоматов ставить еще и счетчик(по закону) или для него нужен отдельный ящик?
    Спасибо.


  185. 08. Oct. 2017 в 22:58
    185

    Добрый вечер, Олег!
    Вчера не смог ответить по техническим причинам.
    1. Кидайте медь сечением четыре квадрата.
    2. Меняйте. Ставьте дифавтомат на 32 Ампера.
    3. После счетчика идут автоматы по назначению: на розетки и на свет.
    4. Разницы нет. Берите что по дешевле.
    5. Если частный дом, то нет. А вообще, согласуйте это с местным электриком, так как он будет принимать и пломбировать. Он точно знает.
    Удачи!


  186. 08. Oct. 2017 в 23:13
    186

    Спасибо огромное за оперативность, очень помогли.


  187. 08. Oct. 2017 в 23:17
    187

    Олег!
    Удачи!


  188. 08. Oct. 2017 в 23:23
    188

    Забыл уточнить: А реле напряжения? После счетчика перед автоматами остается? И Диф автомат не сгорит если будет бросок напряжения до 340вольт? У нас такое переодически бывает, поэтому я и думал поставить его после реле напряжения.


  189. 08. Oct. 2017 в 23:34
    189

    Олег!
    Счетчик -> дифавтомат -> реле напряжения -> автоматические выключатели


  190. 09. Oct. 2017 в 09:49
    190

    Сергей, я извиняюсь, что приходится уточнять, но, я не понял, вы написали ответ на второй вопрос, что ставить диф автомат на 32а, и после счетчика тоже диф автомат, схема получается такая: в парадной вместо пробки диф автомат потом в квартире счетчик, потом еще один диф и дальше реле напряжения и по схеме, получается два дифа: до и после счетчика?


  191. 09. Oct. 2017 в 12:03
    191

    Олег!
    До счетчика ставьте обычный двухполюсный автомат.


  192. 09. Oct. 2017 в 12:31
    192

    Спасибо огромное за уделенное время, очень приятно и неожиданно что на сайте мгновенно отвечают и уделяют время, обычно очень долго все происходит, очень информативный сайт. Так держать!


  193. 09. Oct. 2017 в 12:43
    193

    Олег!
    Спасибо за отзыв о сайте. Буду стараться.
    Удачи Вам!

Оставить комментарий

Подписаться без комментирования